Корабль на столе

Чертёж модели Щелья / Щельянка (XV–XVIII) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 133 | Разные парусники
28
июл
Чертёж модели Щелья / Щельянка (XV–XVIII) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Щелья / Щельянка (XV–XVIII) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Разные парусники
  • Период / век:
    До 1500 года
  • Формат:
    jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    6,1 Мб.
  • Сложность:
    Легко
  • Страна:
    Россия

Чертёж модели Щелья / Щельянка (XV–XVIII) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Щелья, или щельянка, — это традиционное поморское одномачтовое судно, широко использовавшееся на Русском Севере с XVI по XVIII века. Этот тип лодей относился к классу небольших деревянных промысловых и каботажных судов, которые служили основным транспортом для жителей Белого моря, Баренцева побережья и Северной Двины.


Происхождение и исторический контекст

Щельянки появились в Поморье примерно в конце XV — начале XVI века на основе более ранних северных лодей. Поморы традиционно занимались рыболовством, морским промыслом, охотой на морского зверя и прибрежной торговлей — поэтому требовалось простое, крепкое, устойчивое на волне судно, способное проходить как мелководье, так и открытые участки моря.

Щелья быстро стала универсальным рабочим «конём» поморов. Её использовали:

  • для дальнего рыболовства и промысла на тонях;

  • для перевозки грузов между деревнями и промысловыми базами;

  • для каботажных рейсов по Белому морю;

  • как вспомогательное судно в больших артельных промысловых экспедициях.


Конструкция и особенности

Щелья представляла собой деревянное судно длиной 6–10 метров (иногда до 12 м), с широкими округлыми обводами и хорошей грузоподъёмностью.

Основные черты конструкции:

  • Одномачтовое вооружение — одно косое прямоугольное или треугольное парусное вооружение (обычно бермудского типа).

  • Высокие борта — обеспечивали безопасность в открытом море.

  • Пологие штевни и «яйцевидная» форма корпуса — для остойчивости и плавного хода на волне.

  • Небольшая осадка — позволяло заходить в устья рек, губы и мелководные бухты.

  • Плоское днище или почти плоское — делало лодку удобной для вытаскивания на берег.

Корпус собирался из сосновых или еловых досок, традиционно «взабор» (внахлёст), с проконопаченными швами — простая и проверенная столетиями поморская техника.


Функциональность и использование

Щельянка могла обслуживаться командой из 2–4 человек, а при необходимости работать и под одним гребцом.

Поморы ценили её за сочетание манёвренности, устойчивости и возможности перевозить приличный груз — сети, рыбу, соль, снаряжение, бочки с треской или сёмгой.

Для своего размера щелья считалась удивительно мореходной: она уверенно держала боковую волну и позволяла выходить в открытые воды Белого моря, при этом легко управлялась на мели и в узких протоках.


Место щельянки среди других видов поморских судов

По размерам и назначению щелья занимала промежуточное положение между:

  • карбасом (меньше и легче);

  • кочем (крупнее и предназначался для дальних экспедиций);

  • новгородской лодьёй (исторически более древний тип);

  • куяльдой и поморской шаландой (торговые суда увеличенного размера).

Щелья сочетала в себе лучшие свойства малых промысловых лодей и оставалась одной из самых универсальных.


Современное значение

Сегодня щельянки можно увидеть в музейных коллекциях, этнографических реконструкциях и на исторических фестивалях. Этот тип судна привлекает внимание корабельных моделистов благодаря:

  • необычной форме корпуса;

  • простому, но характерному такелажу;

  • богатой поморской истории.

Чертежи щельянок часто используются для обучения судомоделизму и как основа для точных копий рабочей поморской лодьи XVI–XVIII веков.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*