Чертёж модели Щелья / Щельянка (XV–XVIII) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Щелья / Щельянка (XV–XVIII) для сборки и историческая справка
- Категория:Разные парусники
- Период / век:До 1500 года
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:6,1 Мб.
- Сложность:Легко
- Страна:Россия
Чертёж модели Щелья / Щельянка (XV–XVIII) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Щелья, или щельянка, — это традиционное поморское одномачтовое судно, широко использовавшееся на Русском Севере с XVI по XVIII века. Этот тип лодей относился к классу небольших деревянных промысловых и каботажных судов, которые служили основным транспортом для жителей Белого моря, Баренцева побережья и Северной Двины.
Происхождение и исторический контекст
Щельянки появились в Поморье примерно в конце XV — начале XVI века на основе более ранних северных лодей. Поморы традиционно занимались рыболовством, морским промыслом, охотой на морского зверя и прибрежной торговлей — поэтому требовалось простое, крепкое, устойчивое на волне судно, способное проходить как мелководье, так и открытые участки моря.
Щелья быстро стала универсальным рабочим «конём» поморов. Её использовали:
-
для дальнего рыболовства и промысла на тонях;
-
для перевозки грузов между деревнями и промысловыми базами;
-
для каботажных рейсов по Белому морю;
-
как вспомогательное судно в больших артельных промысловых экспедициях.
Конструкция и особенности
Щелья представляла собой деревянное судно длиной 6–10 метров (иногда до 12 м), с широкими округлыми обводами и хорошей грузоподъёмностью.
Основные черты конструкции:
-
Одномачтовое вооружение — одно косое прямоугольное или треугольное парусное вооружение (обычно бермудского типа).
-
Высокие борта — обеспечивали безопасность в открытом море.
-
Пологие штевни и «яйцевидная» форма корпуса — для остойчивости и плавного хода на волне.
-
Небольшая осадка — позволяло заходить в устья рек, губы и мелководные бухты.
-
Плоское днище или почти плоское — делало лодку удобной для вытаскивания на берег.
Корпус собирался из сосновых или еловых досок, традиционно «взабор» (внахлёст), с проконопаченными швами — простая и проверенная столетиями поморская техника.
Функциональность и использование
Щельянка могла обслуживаться командой из 2–4 человек, а при необходимости работать и под одним гребцом.
Поморы ценили её за сочетание манёвренности, устойчивости и возможности перевозить приличный груз — сети, рыбу, соль, снаряжение, бочки с треской или сёмгой.
Для своего размера щелья считалась удивительно мореходной: она уверенно держала боковую волну и позволяла выходить в открытые воды Белого моря, при этом легко управлялась на мели и в узких протоках.
Место щельянки среди других видов поморских судов
По размерам и назначению щелья занимала промежуточное положение между:
-
карбасом (меньше и легче);
-
кочем (крупнее и предназначался для дальних экспедиций);
-
новгородской лодьёй (исторически более древний тип);
-
куяльдой и поморской шаландой (торговые суда увеличенного размера).
Щелья сочетала в себе лучшие свойства малых промысловых лодей и оставалась одной из самых универсальных.
Современное значение
Сегодня щельянки можно увидеть в музейных коллекциях, этнографических реконструкциях и на исторических фестивалях. Этот тип судна привлекает внимание корабельных моделистов благодаря:
-
необычной форме корпуса;
-
простому, но характерному такелажу;
-
богатой поморской истории.
Чертежи щельянок часто используются для обучения судомоделизму и как основа для точных копий рабочей поморской лодьи XVI–XVIII веков.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 