Чертёж модели Галеона Vasa (Wasa) / Васа (1628) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Галеона Vasa (Wasa) / Васа (1628) для сборки и историческая справка
- Категория:Галеоны и флейты
- Период / век:1600 - 1700 год
- Формат:pdf, tif, jpeg/jpg, djvu
- Масштаб модели:1:?
- Размер:13,6 Мб.
- Сложность:Сложно
- Страна:Не входит
Чертёж модели Галеона Vasa (Wasa) / Васа (1628) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
В первые десятилетия XVII века Швеция заметно усилилась. Основатель новой династии Густав I Васа провёл Реформацию, сломал влияние католической церкви и избавил страну от датского владычества. Его преемник Густав II Адольф (1611–1632) стремился закрепить господство на Балтике и быстро наращивал военно-морской флот.
Создание «Васы»
В 1625 году король заключил контракт с известным голландским мастером Энриком Хюбертссоном (Henrik Hybertsson) и его братом: на королевской верфи в Стокгольме они должны были построить два крупных и два меньших корабля за четыре года. Над «Васой» трудились около трёхсот специалистов — корабельные мастера, скульпторы, резчики, живописцы. Король часто приходил на верфь, контролировал ход работ и давал указания. Хюбертссон был опытен, но не возражал, когда монарх требовал усилить вооружение и роскошь отделки — в ущерб главному мореходному качеству, остойчивости.
Шведские военные корабли нередко называли в честь королевских регалий. Конкретно этот корабль получил имя по геральдическому символу династии — снопу злаков (Vasa). По шведской классификации он относился к разряду Regalskepp — «королевский корабль», крупнейший во флоте. К концу 1628 года, помимо «Васы», в строю числились ещё восемь больших и 21 среднее судно.
Спуск на воду и достройка
Для корпуса ушло примерно тысяча дубов из коронных лесов. В начале XVII века работали не по полноформатным чертежам, а по «счётам» — набору расчётов и пропорций, которые держали в секрете. Сначала на стапеле собирали днище и борта, затем ранний спуск облегчал дальнейшую достройку на воде: смоление, окраску, проверку крена, установку рангоута и, в самом конце, подъём артиллерии и боезапаса. Лишь после этого корабль считался готовым к выходу под парусами.
Экипаж и быт
Запасов провизии брали на 2–3 месяца. Служба была суровой: дисциплину обеспечивали жесткие корабельные правила. Матросы спали прямо у орудий, на досках, в одежде; подвесные койки во флот введут лишь в 1676-м. Рацион — хлеб, крупы, горох, сушёное мясо и рыба; пили пиво трёх сортов — от «офицерского» до простого водянистого для команды. От тесноты, холода и антисанитарии часто вспыхивали болезни; лечением и парикмахерской частью ведал брадобрей. На «Васе» служили капитан с двумя капитан-лейтенантами, два шкипера и бомбардир (всего 12 младших офицеров), около 90 моряков и 20 канониров; ещё до 300 солдат планировали принять позже — к счастью для них, не успели.
Гибель 10 августа 1628 года
В воскресенье, 10 августа 1628 года, «Васа» вышла из гавани под четырьмя парусами. Внезапный шквал вызвал сильный крен; через нижние пушечные порты внутрь хлынула вода, и великолепный корабль опрокинулся и затонул на глазах у всего Стокгольма. Большинство людей находились на верхней палубе — их подобрали сопровождавшие суда. Погибло около пятидесяти человек — те, кто был внутри.
Почему «Васа» перевернулась?
Король, настаивая на двойном по сравнению с обычным вооружении, фактически обрёк корабль на перегрузку верхов. На «Васе» планировали 64 орудия, из них 48 — 24-фунтовые (26 на нижней, 22 на верхней палубе); ещё 16 меньших калибров стояли на верхней палубе и надстройках. Совокупная масса пушек с боезапасом — около 80 тонн — значительной частью приходилась на высокий центр тяжести. Узкий корпус для «скорости» и тяжёлая, пышно украшенная кормовая надстройка высотой до 20 метров окончательно ухудшили остойчивость. Амбиции монарха перевесили расчёт.
Первые попытки спасения
Весть о катастрофе разлетелась быстро. Уже через трое суток англичанин Иоан Балмер пытался поставить корпус на киль — частично добился успеха, что само по себе впечатляло при таком весе. В 1664-м Ханс Олбрехт фон Трейлебен и Андреас Пеккель с водолазным колоколом извлекли свыше пятидесяти орудий, выгодно продав их в Германию.
Окончательный подъём (1956–1961)
Позже о точном месте забвение: мачта торчала ещё примерно век, а затем исчезла. В 1956 году морской энтузиаст Андерс Франзен нашёл «Васу» и убедил власти, что корпус цел и поддаётся подъёму. Балтика оказалась идеальным «кладбищем» для дерева: почти пресная вода не позволяет жить корабельному червю, который в солёных морях разрушил бы корпус за столетия. В 1961-м при участии компании Neptunbolaget и государства корпус приподняли понтонами. До всплытия заделали около 5000 отверстий от крепежа и пробоин, чтобы корабль держался на воде.
Археологи очистили трюмы от ила и извлекли около 2000 предметов: посуду, одежду, инструменты, гребёнки, оловянные кружки, остатки шести (!) парусов — единственных сохранившихся парусов XVII века. Нашли и двадцать человеческих скелетов — их анализ подтвердил скудное питание и болезни экипажа. В бадье обнаружили «аптечку» брадобрея, а у камбуза — большой железный котёл и бочки.
Затем начались долгие консервационные работы. В течение 18 лет корпус насыщали растворами полиэтиленгликоля (с добавками буры и борной кислоты), чтобы заменить воду в древесине и предотвратить разрушение. В 1963–1967 годах обследовали место гибели: нашли тысячи деталей, включая скульптуры, оторвавшиеся вскоре после затопления и хорошо сохранившиеся в иле.
К началу 1990 года реставрация и консервация были завершены, и корабль перевезли из временного «Wasavarvet» в новый музей на острове Юргорден. Сегодня Vasa Museet — главная достопримечательность Стокгольма, а «Васа» — лучший в мире сохранившийся корабль XVII века.
Факты и цифры
-
Артиллерия: 64 орудия (48 × 24-фунтовых); суммарно ≈ 80 т. Ядро 24-фунтовки весило около 10 кг.
-
Масса корпуса: ≈ 1300 т; балласт: ≈ 120 т.
-
Длина с бушпритом: 69 м (корпус — 61 м); ширина: 11,7 м.
-
Высота от киля до вершины грот-мачты: 52,5 м.
-
Осадка: около 5 м.
-
Парусность: 10 парусов, общая площадь около 1200 м².
-
Три мачты: бизань, грот, фок.
Облик и украшения
Самая поражающая деталь — высокий 20-метровый ют, по сути «надстройка-дворец», обильно покрытая резьбой. На его уровне находились капитанская и главная адмиральская каюты (последняя — с остеклением и декоративной резьбой). По бортам — уникальные двойные кормовые галереи, соединённые дверными проёмами и приспособленные для ведения мушкетного огня.

Внутри корабль был прост и аскетичен: скамьи, которые ночью превращались в койки, немного декоративных элементов и практичные шкафчики. Контраст с роскошной внешней резьбой поражал археологов. Основные породы дерева — дуб (конструкции), липа и сосна (скульптуры). На ряде деталей сохранились следы позолоты.
Источники художественной программы
Современных изображений «Васы» не сохранилось, поэтому при реконструкции опирались на аналоги — например, французский «Сен-Луи» схожей голландской школы судостроения. По легенде, королю показывали его модель — Густав II Адольф захотел корабль «ещё крупнее» и с дополнительной батарейной палубой, что впоследствии и «подняло» центр тяжести.
Украшения несли пропагандистскую и «магическую» функцию эпохи: повышали боевой дух своих, пугали врагов и транслировали идею легитимной силы. Программу, вероятно, составляли учёные советники короля (Йохан Скайтте, Йохан Буреус). Исполнители — опытные ремесленники, среди них немец Мартен Редтмер и голландец Йоан Тессон.
Скульптуры «Васы»
Тематика сочетает библейские, античные и аллегорические мотивы, а также злободневную сатиру (например, насмешки над Польшей). В стиле чувствуется влияние северного Ренессанса, с гротесками и масками.
Примеры и группы:
-
Пилястры — 155 шт. разных типов.
-
Воины и рыцари — 87 фигур.
-
Маски — 74.
-
Гротески (люди-животные) — 71.
-
Животные — 35.
-
Геральдика — 8.
-
Плюс иные «редкие» сюжеты.
Цвет и позолота
Долгое время считали, что фон — синий, скульптуры — позолочены. Исследования 1990-х (микроанализ пигментов) показали: фон был красным, а скульптуры — полихромными (натуральные тона кожи, красные губы и т. п.) с обилием золочения. Это радикально меняет представление о «Васе»: она была яркой и «говорящей».
Кормовая и носовая иконография
-
Над кормой — арочный щит (гакаборт) с юным Густавом Адольфом между грифонами, держащими корону; ниже — национальный герб, поддерживаемый львами; ещё ниже — герб дома Васа (золотой сноп под короной, херувимы с оливковыми ветвями). Рядом — библейские Давид и воины, римские солдаты, тритоны и нереиды.
-
Вдоль бортов — орудийные порты с львиными масками (символ «огня власти»), фигуры-протеи — меняющие облик духи моря.
-
Нос: 12-метровый гальюн с гигантским воином (2,5 м), стоящим на льве; впереди — четырёхметровый тритон. Главная носовая фигура — четырёхметровый лев (≈450 кг) с гербом Васа между лап, первоначально позолоченный.
-
По обоим бортам гальюна — римские императоры на постаментах с именами; нижний бордюр пересказывает миф о Пелее и Фетиде как аллегорию упорства.
-
Сатира: «поляки под скамьёй» — гротескная сценка наказания из польских обычаев, намеренно уничижительный мотив для соперника.
«Лев с Севера»
Над рулём — полутораметровый лев, повернувшийся назад через плечо и «попирающий» маску гротеска: аллегория победы христианского короля над «язычеством». Политически образ читали как пророчество о «Льве с Севера», который придёт на помощь протестантам — роль, что готовился исполнить Густав Адольф в грядущих войнах.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 


