Корабль на столе

Чертёж модели Галеона Vasa (Wasa) / Васа (1628) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 77 | Галеоны и флейты
01
авг
Чертёж модели Галеона Vasa (Wasa) / Васа (1628) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Галеона Vasa (Wasa) / Васа (1628) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Галеоны и флейты
  • Период / век:
    1600 - 1700 год
  • Формат:
    pdf, tif, jpeg/jpg, djvu
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    13,6 Мб.
  • Сложность:
    Сложно
  • Страна:
    Не входит

Чертёж модели Галеона Vasa (Wasa) / Васа (1628) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

В первые десятилетия XVII века Швеция заметно усилилась. Основатель новой династии Густав I Васа провёл Реформацию, сломал влияние католической церкви и избавил страну от датского владычества. Его преемник Густав II Адольф (1611–1632) стремился закрепить господство на Балтике и быстро наращивал военно-морской флот.

Создание «Васы»

В 1625 году король заключил контракт с известным голландским мастером Энриком Хюбертссоном (Henrik Hybertsson) и его братом: на королевской верфи в Стокгольме они должны были построить два крупных и два меньших корабля за четыре года. Над «Васой» трудились около трёхсот специалистов — корабельные мастера, скульпторы, резчики, живописцы. Король часто приходил на верфь, контролировал ход работ и давал указания. Хюбертссон был опытен, но не возражал, когда монарх требовал усилить вооружение и роскошь отделки — в ущерб главному мореходному качеству, остойчивости.

Шведские военные корабли нередко называли в честь королевских регалий. Конкретно этот корабль получил имя по геральдическому символу династии — снопу злаков (Vasa). По шведской классификации он относился к разряду Regalskepp — «королевский корабль», крупнейший во флоте. К концу 1628 года, помимо «Васы», в строю числились ещё восемь больших и 21 среднее судно.

Спуск на воду и достройка

Для корпуса ушло примерно тысяча дубов из коронных лесов. В начале XVII века работали не по полноформатным чертежам, а по «счётам» — набору расчётов и пропорций, которые держали в секрете. Сначала на стапеле собирали днище и борта, затем ранний спуск облегчал дальнейшую достройку на воде: смоление, окраску, проверку крена, установку рангоута и, в самом конце, подъём артиллерии и боезапаса. Лишь после этого корабль считался готовым к выходу под парусами.

Экипаж и быт

Запасов провизии брали на 2–3 месяца. Служба была суровой: дисциплину обеспечивали жесткие корабельные правила. Матросы спали прямо у орудий, на досках, в одежде; подвесные койки во флот введут лишь в 1676-м. Рацион — хлеб, крупы, горох, сушёное мясо и рыба; пили пиво трёх сортов — от «офицерского» до простого водянистого для команды. От тесноты, холода и антисанитарии часто вспыхивали болезни; лечением и парикмахерской частью ведал брадобрей. На «Васе» служили капитан с двумя капитан-лейтенантами, два шкипера и бомбардир (всего 12 младших офицеров), около 90 моряков и 20 канониров; ещё до 300 солдат планировали принять позже — к счастью для них, не успели.

Гибель 10 августа 1628 года

В воскресенье, 10 августа 1628 года, «Васа» вышла из гавани под четырьмя парусами. Внезапный шквал вызвал сильный крен; через нижние пушечные порты внутрь хлынула вода, и великолепный корабль опрокинулся и затонул на глазах у всего Стокгольма. Большинство людей находились на верхней палубе — их подобрали сопровождавшие суда. Погибло около пятидесяти человек — те, кто был внутри.

Почему «Васа» перевернулась?

Король, настаивая на двойном по сравнению с обычным вооружении, фактически обрёк корабль на перегрузку верхов. На «Васе» планировали 64 орудия, из них 48 — 24-фунтовые (26 на нижней, 22 на верхней палубе); ещё 16 меньших калибров стояли на верхней палубе и надстройках. Совокупная масса пушек с боезапасом — около 80 тонн — значительной частью приходилась на высокий центр тяжести. Узкий корпус для «скорости» и тяжёлая, пышно украшенная кормовая надстройка высотой до 20 метров окончательно ухудшили остойчивость. Амбиции монарха перевесили расчёт.

Первые попытки спасения

Весть о катастрофе разлетелась быстро. Уже через трое суток англичанин Иоан Балмер пытался поставить корпус на киль — частично добился успеха, что само по себе впечатляло при таком весе. В 1664-м Ханс Олбрехт фон Трейлебен и Андреас Пеккель с водолазным колоколом извлекли свыше пятидесяти орудий, выгодно продав их в Германию.

Окончательный подъём (1956–1961)

Позже о точном месте забвение: мачта торчала ещё примерно век, а затем исчезла. В 1956 году морской энтузиаст Андерс Франзен нашёл «Васу» и убедил власти, что корпус цел и поддаётся подъёму. Балтика оказалась идеальным «кладбищем» для дерева: почти пресная вода не позволяет жить корабельному червю, который в солёных морях разрушил бы корпус за столетия. В 1961-м при участии компании Neptunbolaget и государства корпус приподняли понтонами. До всплытия заделали около 5000 отверстий от крепежа и пробоин, чтобы корабль держался на воде.

Археологи очистили трюмы от ила и извлекли около 2000 предметов: посуду, одежду, инструменты, гребёнки, оловянные кружки, остатки шести (!) парусов — единственных сохранившихся парусов XVII века. Нашли и двадцать человеческих скелетов — их анализ подтвердил скудное питание и болезни экипажа. В бадье обнаружили «аптечку» брадобрея, а у камбуза — большой железный котёл и бочки.

Затем начались долгие консервационные работы. В течение 18 лет корпус насыщали растворами полиэтиленгликоля (с добавками буры и борной кислоты), чтобы заменить воду в древесине и предотвратить разрушение. В 1963–1967 годах обследовали место гибели: нашли тысячи деталей, включая скульптуры, оторвавшиеся вскоре после затопления и хорошо сохранившиеся в иле.

К началу 1990 года реставрация и консервация были завершены, и корабль перевезли из временного «Wasavarvet» в новый музей на острове Юргорден. Сегодня Vasa Museet — главная достопримечательность Стокгольма, а «Васа» — лучший в мире сохранившийся корабль XVII века.

Факты и цифры

  • Артиллерия: 64 орудия (48 × 24-фунтовых); суммарно ≈ 80 т. Ядро 24-фунтовки весило около 10 кг.

  • Масса корпуса: ≈ 1300 т; балласт: ≈ 120 т.

  • Длина с бушпритом: 69 м (корпус — 61 м); ширина: 11,7 м.

  • Высота от киля до вершины грот-мачты: 52,5 м.

  • Осадка: около 5 м.

  • Парусность: 10 парусов, общая площадь около 1200 м².

  • Три мачты: бизань, грот, фок.

Облик и украшения

Самая поражающая деталь — высокий 20-метровый ют, по сути «надстройка-дворец», обильно покрытая резьбой. На его уровне находились капитанская и главная адмиральская каюты (последняя — с остеклением и декоративной резьбой). По бортам — уникальные двойные кормовые галереи, соединённые дверными проёмами и приспособленные для ведения мушкетного огня.

Внутри корабль был прост и аскетичен: скамьи, которые ночью превращались в койки, немного декоративных элементов и практичные шкафчики. Контраст с роскошной внешней резьбой поражал археологов. Основные породы дерева — дуб (конструкции), липа и сосна (скульптуры). На ряде деталей сохранились следы позолоты.

Источники художественной программы

Современных изображений «Васы» не сохранилось, поэтому при реконструкции опирались на аналоги — например, французский «Сен-Луи» схожей голландской школы судостроения. По легенде, королю показывали его модель — Густав II Адольф захотел корабль «ещё крупнее» и с дополнительной батарейной палубой, что впоследствии и «подняло» центр тяжести.

Украшения несли пропагандистскую и «магическую» функцию эпохи: повышали боевой дух своих, пугали врагов и транслировали идею легитимной силы. Программу, вероятно, составляли учёные советники короля (Йохан Скайтте, Йохан Буреус). Исполнители — опытные ремесленники, среди них немец Мартен Редтмер и голландец Йоан Тессон.

Скульптуры «Васы»

Тематика сочетает библейские, античные и аллегорические мотивы, а также злободневную сатиру (например, насмешки над Польшей). В стиле чувствуется влияние северного Ренессанса, с гротесками и масками.

Примеры и группы:

  • Пилястры — 155 шт. разных типов.

  • Воины и рыцари — 87 фигур.

  • Маски — 74.

  • Гротески (люди-животные) — 71.

  • Животные — 35.

  • Геральдика — 8.

  • Плюс иные «редкие» сюжеты.

Цвет и позолота

Долгое время считали, что фон — синий, скульптуры — позолочены. Исследования 1990-х (микроанализ пигментов) показали: фон был красным, а скульптуры — полихромными (натуральные тона кожи, красные губы и т. п.) с обилием золочения. Это радикально меняет представление о «Васе»: она была яркой и «говорящей».

Кормовая и носовая иконография

  • Над кормой — арочный щит (гакаборт) с юным Густавом Адольфом между грифонами, держащими корону; ниже — национальный герб, поддерживаемый львами; ещё ниже — герб дома Васа (золотой сноп под короной, херувимы с оливковыми ветвями). Рядом — библейские Давид и воины, римские солдаты, тритоны и нереиды.

  • Вдоль бортов — орудийные порты с львиными масками (символ «огня власти»), фигуры-протеи — меняющие облик духи моря.

  • Нос: 12-метровый гальюн с гигантским воином (2,5 м), стоящим на льве; впереди — четырёхметровый тритон. Главная носовая фигура — четырёхметровый лев (≈450 кг) с гербом Васа между лап, первоначально позолоченный.

  • По обоим бортам гальюна — римские императоры на постаментах с именами; нижний бордюр пересказывает миф о Пелее и Фетиде как аллегорию упорства.

  • Сатира: «поляки под скамьёй» — гротескная сценка наказания из польских обычаев, намеренно уничижительный мотив для соперника.

«Лев с Севера»

Над рулём — полутораметровый лев, повернувшийся назад через плечо и «попирающий» маску гротеска: аллегория победы христианского короля над «язычеством». Политически образ читали как пророчество о «Льве с Севера», который придёт на помощь протестантам — роль, что готовился исполнить Густав Адольф в грядущих войнах.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*