Корабль на столе

Чертёж модели Мартиганы Pesq Vela (1750) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 67 | Разные парусники
03
авг
Чертёж модели Мартиганы Pesq Vela (1750) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Мартиганы Pesq Vela (1750) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Разные парусники
  • Период / век:
    1700 - 1800 год
  • Формат:
    djvu
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    0,29 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Не входит

Чертёж модели Мартиганы Pesq Vela (1750) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Martigana (встречаются варианты написания marticana, martingana) — традиционное средиземноморское парусное судно малого или среднего размера, распространённое на побережье Тирренского и Адриатического морей. Основной период существования и активной эксплуатации данного типа приходится на конец XVIII — XIX век. Благодаря простоте конструкции, ёмкости и манёвренности martigana была популярна среди прибрежных торговцев и рыбацких общин.


История и происхождение

Точное происхождение названия остаётся неясным. Наиболее распространённая версия связывает слово martigana с французским городком Мартиг (Martigues) недалеко от Марселя, где были распространены похожие рыбацкие лодки.
Другие источники утверждают итальянское происхождение, так как в региональных документах Тосканы и Лигурии этот термин встречается начиная со второй половины XVIII века.

В XIX столетии martigana стала практически типичным каботажным судном для мелких торговых маршрутов. Подобные корабли регулярно перевозили продукты, древесину, соль, ткани, а также использовались как вспомогательные суда в портах.


Конструкция и особенности корпуса

Martigana имеет узнаваемый силуэт, характерный для традиционных средиземноморских парусников:

Корпус

  • Сильно загнутый вперёд форштевень, иногда с небольшим выступом, напоминающим галерный таран.

  • Широкая средняя часть и округлые обводы, обеспечивающие хорошую грузоподъёмность.

  • Поднятая корма и короткий бушприт.

  • Небольшая осадка — важное преимущество для прибрежного плавания и захода в мелкие бухты.

Парусное вооружение

Главная особенность martigana — смешанная оснастка:

  • На грот-мачте устанавливался прямой квадратный парус, что выделяло martigana среди других средиземноморских судов, где обычно преобладали латинские (косые) паруса.

  • На бизань-мачте ставился латинский парус, обеспечивающий отличную управляемость.

  • Такая комбинация давала судну хорошую скорость при попутном ветре и манёвренность в прибрежных водах.

По своим размерам martigana относилась к малым и средним судам: обычно длина не превышала 18–22 метров, хотя встречались и меньшие варианты.


Назначение и применение

Martigana была многофункциональной и использовалась для:

  • каботажной торговли между прибрежными городами;

  • перевозки сельскохозяйственных товаров, вина, соли, масла, рыбы;

  • локальных транспортных рейсов между островами;

  • рыболовства и вспомогательных работ в портах;

  • доставки строительных материалов вдоль побережья.

Благодаря надёжности и простоте ремонта такие суда были незаменимыми для небольших общин и частных торговцев.


Период существования

  • Первые упоминания: вторая половина XVIII века.

  • Пик распространения: XIX век.

  • К окончанию XIX столетия martigana постепенно исчезла, уступив место моторным лодкам и более современным паровым судам. Тем не менее, её рисунки и планы сохранились в коллекциях и активно используются судомоделистами.


Заключение

Martigana — яркий представитель традиционного средиземноморского судостроения. Это простое, надёжное и функциональное судно, идеально подходившее для прибрежной торговли. Благодаря характерной оснастке и изящным обводам martigana занимает особое место среди исторических парусников XVIII–XIX веков и часто воспроизводится моделистами по сохранившимся чертежам.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*