Чертёж модели Мартиганы Pesq Vela (1750) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Мартиганы Pesq Vela (1750) для сборки и историческая справка
- Категория:Разные парусники
- Период / век:1700 - 1800 год
- Формат:djvu
- Масштаб модели:1:?
- Размер:0,29 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Не входит
Чертёж модели Мартиганы Pesq Vela (1750) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Martigana (встречаются варианты написания marticana, martingana) — традиционное средиземноморское парусное судно малого или среднего размера, распространённое на побережье Тирренского и Адриатического морей. Основной период существования и активной эксплуатации данного типа приходится на конец XVIII — XIX век. Благодаря простоте конструкции, ёмкости и манёвренности martigana была популярна среди прибрежных торговцев и рыбацких общин.
История и происхождение
Точное происхождение названия остаётся неясным. Наиболее распространённая версия связывает слово martigana с французским городком Мартиг (Martigues) недалеко от Марселя, где были распространены похожие рыбацкие лодки.
Другие источники утверждают итальянское происхождение, так как в региональных документах Тосканы и Лигурии этот термин встречается начиная со второй половины XVIII века.
В XIX столетии martigana стала практически типичным каботажным судном для мелких торговых маршрутов. Подобные корабли регулярно перевозили продукты, древесину, соль, ткани, а также использовались как вспомогательные суда в портах.
Конструкция и особенности корпуса
Martigana имеет узнаваемый силуэт, характерный для традиционных средиземноморских парусников:
Корпус
-
Сильно загнутый вперёд форштевень, иногда с небольшим выступом, напоминающим галерный таран.
-
Широкая средняя часть и округлые обводы, обеспечивающие хорошую грузоподъёмность.
-
Поднятая корма и короткий бушприт.
-
Небольшая осадка — важное преимущество для прибрежного плавания и захода в мелкие бухты.
Парусное вооружение
Главная особенность martigana — смешанная оснастка:
-
На грот-мачте устанавливался прямой квадратный парус, что выделяло martigana среди других средиземноморских судов, где обычно преобладали латинские (косые) паруса.
-
На бизань-мачте ставился латинский парус, обеспечивающий отличную управляемость.
-
Такая комбинация давала судну хорошую скорость при попутном ветре и манёвренность в прибрежных водах.
По своим размерам martigana относилась к малым и средним судам: обычно длина не превышала 18–22 метров, хотя встречались и меньшие варианты.
Назначение и применение
Martigana была многофункциональной и использовалась для:
-
каботажной торговли между прибрежными городами;
-
перевозки сельскохозяйственных товаров, вина, соли, масла, рыбы;
-
локальных транспортных рейсов между островами;
-
рыболовства и вспомогательных работ в портах;
-
доставки строительных материалов вдоль побережья.
Благодаря надёжности и простоте ремонта такие суда были незаменимыми для небольших общин и частных торговцев.
Период существования
-
Первые упоминания: вторая половина XVIII века.
-
Пик распространения: XIX век.
-
К окончанию XIX столетия martigana постепенно исчезла, уступив место моторным лодкам и более современным паровым судам. Тем не менее, её рисунки и планы сохранились в коллекциях и активно используются судомоделистами.
Заключение
Martigana — яркий представитель традиционного средиземноморского судостроения. Это простое, надёжное и функциональное судно, идеально подходившее для прибрежной торговли. Благодаря характерной оснастке и изящным обводам martigana занимает особое место среди исторических парусников XVIII–XIX веков и часто воспроизводится моделистами по сохранившимся чертежам.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 