Чертёж модели Североевропейского когга (1260–1350гг.) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Североевропейского когга (1260–1350гг.) для сборки и историческая справка
- Категория:Когг, Каракка, Каравелла
- Период / век:До 1500 года
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:2,1 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Не входит
Чертёж модели Североевропейского когга (1260–1350гг.) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Когг — один из самых узнаваемых кораблей Средневековья. Он стал основой торговли и морской мощи Северной Европы, а в XIII–XIV веках превратился в основной тип судна Ганзейского союза. Представленный на чертеже корабль — классический пример североевропейского когга, соответствующий позднему XIII – первой половине XIV века.
1. Историческая справка
Когги появились в Северном море и Балтике в конце XI – начале XII века как развитие более ранних северных судов. Их конструкция отвечала новым требованиям торговли:
-
перевозить большие грузовые партии;
-
выдерживать длинные переходы;
-
обеспечивать защиту экипажа и товара.
К XIII веку когг стал стандартом в ганзейской торговой системе. Он сочетал в себе простоту строительства и высокую мореходность, а высокие борта давали преимущество в условиях пиратской угрозы.
Эпоха данного чертежа: примерно 1260–1350 гг.
2. Основные характеристики когга
Когги отличались от норманнских кораблей (драккаров) более поздним, усложнённым устройством:
Ключевые признаки:
-
Одна мачта с крупным прямым парусом.
-
Высокий борт, обеспечивающий грузовместимость и защиту.
-
Крутые штевни (прямой форштевень и массивный ахтерштевень).
-
Киль и широкие шпангоуты, создающие объёмный корпус.
-
Палуба и надстройки — бак и ют.
-
Щиты на релингах, а не на борту — признак XIII века.
-
Возможность установки баллист или арбалетов на надстройках в военных версиях.
Когг мог служить как торговым, так и военным кораблём (оборона конвоев, участие в экспедициях Ганзы).
3. Анализ представленного чертежа
Чертёж демонстрирует типичную структуру когга позднего XIII века. Рассмотрим основные элементы.
3.1. Корпус и шпангоуты
На схеме хорошо видны:
-
широкий округлый мидель-шпангоут — характерная форма грузового судна;
-
крутые форштевни — усиливают мореходность;
-
развитая система шпангоутов, рассчитанная на тяжёлые нагрузки;
-
киль и внутренний набор, выполненные по средневековым канонам клёпки.
Такая геометрия обеспечивала устойчивость и вместимость (до 60–150 тонн груза для типового когга).
3.2. Надстройки (кастели)
На чертеже отображены:
-
носовая надстройка (бак);
-
кормовая надстройка (ют).
Это важнейшая особенность коггов. На баке и юте размещались:
-
лучники,
-
баллисты,
-
штурманские и сигнальные точки.
Корабль мог выполнять функции боевого транспорта.
3.3. Мачта и рангоут
Чертёж включает:
-
главную мачту,
-
грот-рею,
-
фок-рею (малая вспомогательная реи) — это переходная форма между ранними и более поздними парусными схемами.
Парус большого размера позволял развивать высокую скорость при попутном ветре.
3.4. Оснащение и деталировка
На схемах видны:
-
вёсла-шесты (использовались для манёвров в гавани);
-
якорь железного типа — более поздняя деталь, чем у викингов;
-
щитодержатели, закреплённые к палубным рейлингам;
-
внутренние подпорки мачты, банки и крепёжные площадки.
Все эти элементы подтверждают эпоху — XIII–XIV века.
4. Назначение и использование
Когги применялись:
-
для торговых рейсов в Балтийском и Северном морях;
-
в ганзейских конвоях;
-
как военные корабли в городской милиции;
-
в перевозке воинов в крестовых походах северных стран;
-
как патрульные суда.
Грузовая версия могла перевозить:
-
меха, соль, рыбу, вино, древесину;
-
людей и животных;
-
строительные материалы.
Военная версия была оснащена:
-
арбалетными площадками;
-
метательными машинами;
-
защитными щитами и бортовой платформой.
5. Значение когга в морской истории
Когг стал переходным звеном между:
-
драккарами,
-
и более поздними караллами и нао XV века.
Он впервые ввёл:
-
высокие надстройки;
-
грузовой объём;
-
конструкцию для дальних морских перевозок.
Именно когги заложили основу экономики Ганзейского союза.
6. Заключение
Представленный чертёж — детальная реконструкция типичного ганзейского когга XIII–XIV века.
Он демонстрирует:
-
характерный внешний вид,
-
конструктивное развитие судостроения,
-
переходную эпоху от викингских кораблей к ранним каравеллам.
Такой корабль — яркий пример технического прогресса средневековой Европы и один из ключевых символов морской истории Балтики.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 