Корабль на столе

Чертёж модели Североевропейского когга (1260–1350гг.) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 110 | Когг, Каракка, Каравелла
29
июл
Чертёж модели Североевропейского когга (1260–1350гг.) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Североевропейского когга (1260–1350гг.) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Когг, Каракка, Каравелла
  • Период / век:
    До 1500 года
  • Формат:
    jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    2,1 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Не входит

Чертёж модели Североевропейского когга (1260–1350гг.) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Когг — один из самых узнаваемых кораблей Средневековья. Он стал основой торговли и морской мощи Северной Европы, а в XIII–XIV веках превратился в основной тип судна Ганзейского союза. Представленный на чертеже корабль — классический пример североевропейского когга, соответствующий позднему XIII – первой половине XIV века.


1. Историческая справка

Когги появились в Северном море и Балтике в конце XI – начале XII века как развитие более ранних северных судов. Их конструкция отвечала новым требованиям торговли:

  • перевозить большие грузовые партии;

  • выдерживать длинные переходы;

  • обеспечивать защиту экипажа и товара.

К XIII веку когг стал стандартом в ганзейской торговой системе. Он сочетал в себе простоту строительства и высокую мореходность, а высокие борта давали преимущество в условиях пиратской угрозы.

Эпоха данного чертежа: примерно 1260–1350 гг.


2. Основные характеристики когга

Когги отличались от норманнских кораблей (драккаров) более поздним, усложнённым устройством:

Ключевые признаки:

  • Одна мачта с крупным прямым парусом.

  • Высокий борт, обеспечивающий грузовместимость и защиту.

  • Крутые штевни (прямой форштевень и массивный ахтерштевень).

  • Киль и широкие шпангоуты, создающие объёмный корпус.

  • Палуба и надстройки — бак и ют.

  • Щиты на релингах, а не на борту — признак XIII века.

  • Возможность установки баллист или арбалетов на надстройках в военных версиях.

Когг мог служить как торговым, так и военным кораблём (оборона конвоев, участие в экспедициях Ганзы).


3. Анализ представленного чертежа

Чертёж демонстрирует типичную структуру когга позднего XIII века. Рассмотрим основные элементы.


3.1. Корпус и шпангоуты

На схеме хорошо видны:

  • широкий округлый мидель-шпангоут — характерная форма грузового судна;

  • крутые форштевни — усиливают мореходность;

  • развитая система шпангоутов, рассчитанная на тяжёлые нагрузки;

  • киль и внутренний набор, выполненные по средневековым канонам клёпки.

Такая геометрия обеспечивала устойчивость и вместимость (до 60–150 тонн груза для типового когга).


3.2. Надстройки (кастели)

На чертеже отображены:

  • носовая надстройка (бак);

  • кормовая надстройка (ют).

Это важнейшая особенность коггов. На баке и юте размещались:

  • лучники,

  • баллисты,

  • штурманские и сигнальные точки.

Корабль мог выполнять функции боевого транспорта.


3.3. Мачта и рангоут

Чертёж включает:

  • главную мачту,

  • грот-рею,

  • фок-рею (малая вспомогательная реи) — это переходная форма между ранними и более поздними парусными схемами.

Парус большого размера позволял развивать высокую скорость при попутном ветре.


3.4. Оснащение и деталировка

На схемах видны:

  • вёсла-шесты (использовались для манёвров в гавани);

  • якорь железного типа — более поздняя деталь, чем у викингов;

  • щитодержатели, закреплённые к палубным рейлингам;

  • внутренние подпорки мачты, банки и крепёжные площадки.

Все эти элементы подтверждают эпоху — XIII–XIV века.


4. Назначение и использование

Когги применялись:

  • для торговых рейсов в Балтийском и Северном морях;

  • в ганзейских конвоях;

  • как военные корабли в городской милиции;

  • в перевозке воинов в крестовых походах северных стран;

  • как патрульные суда.

Грузовая версия могла перевозить:

  • меха, соль, рыбу, вино, древесину;

  • людей и животных;

  • строительные материалы.

Военная версия была оснащена:

  • арбалетными площадками;

  • метательными машинами;

  • защитными щитами и бортовой платформой.


5. Значение когга в морской истории

Когг стал переходным звеном между:

  • драккарами,

  • и более поздними караллами и нао XV века.

Он впервые ввёл:

  • высокие надстройки;

  • грузовой объём;

  • конструкцию для дальних морских перевозок.

Именно когги заложили основу экономики Ганзейского союза.


6. Заключение

Представленный чертёж — детальная реконструкция типичного ганзейского когга XIII–XIV века.
Он демонстрирует:

  • характерный внешний вид,

  • конструктивное развитие судостроения,

  • переходную эпоху от викингских кораблей к ранним каравеллам.

Такой корабль — яркий пример технического прогресса средневековой Европы и один из ключевых символов морской истории Балтики.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*