Чертёж модели Бота Elgen / Эльген (1769) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Бота Elgen / Эльген (1769) для сборки и историческая справка
- Категория:Каттеры, шхуны и боты
- Период / век:1700 - 1800 год
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:19,4 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Не входит
Чертёж модели Бота Elgen / Эльген (1769) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Шхерные воды Дании и Норвегии XVIII века требовали особого класса судов — манёвренных, лёгких и способных действовать там, где линейные корабли были бессильны. Именно к таким кораблям относятся вооружённые шхерные боты, одним из представителей которых стал «Эльген» (Elgen), построенный в 1769 году для датско-норвежского флота. Название судна переводится с датского как «Лось», что символично отражало его сильный, выносливый и подвижный характер.
Исторический контекст
К концу XVIII века Дания-Норвегия оказалась перед необходимостью усилить контроль над длинным и изрезанным побережьем. Шведский флот активно использовал архипелаги Балтики, что вынуждало датчан развивать собственные «флотилии шхерных судов» — лёгкие боевые единицы, приспособленные к мелководью, узким проливам и сложным навигационным условиям.
В 1760–1770-х годах активно создаются:
-
галеры малого типа;
-
артиллерийские шхерные лодки;
-
канонерские лодки;
-
скерри-боты (skærbåde) — особый тип, сочетающий гребной и парусный ход.
Именно в этой программе укрепления прибрежной обороны и был построен «Эльген».
Конструкция и особенности
Шхерные боты создавались как универсальные «рабочие лошадки» флота — дешёвые, быстро строящиеся и неприхотливые.
«Эльген» относился к типу вооружённого шхерного бота, или gun skerry boat, который имел несколько ключевых особенностей.
Размеры и корпус
-
удлинённая форма корпуса;
-
малая осадка — идеальна для шхер;
-
усиленная центральная часть для установки пушки;
-
возможность быстро менять направление хода при помощи вёсел.
Корпус строился по скандинавским традициям — прочный, но лёгкий, рассчитанный на активную службу в суровых прибрежных условиях.
Вооружение
Типичный вооружённый шхерный бот нёс:
-
1 крупное орудие на поворотной платформе (чаще всего 12- или 18-фунтовое);
-
либо 2–4 лёгкие пушки для поддержки на коротких дистанциях.
Такое вооружение превращало небольшое судно в эффективный прибрежный «артиллерийский пункт», способный вести огонь по более крупным кораблям, прячущимся за островами.
Парусное и гребное оснащение
-
1–2 мачты с простым парусным вооружением;
-
большое количество вёсел, которые позволяли держать манёвренность даже против ветра.
Это делало «Эльген» особенно ценным в узких проливах, где ветровая обстановка часто менялась.
Экипаж
Обычно — от 20 до 45 человек, включая матросов, гребцов и артиллеристов.
Роль и служба
Хотя подробные журналы службы «Эльгена» не сохранились, типичное применение шхерных ботов конца XVIII века хорошо известно.
Основные задачи:
-
патрулирование побережья;
-
охрана торговых маршрутов;
-
сопровождение транспортов;
-
участие в шхерных сражениях;
-
десантные операции;
-
разведка и наблюдение за движением шведских кораблей.
В период датско-шведских напряжённостей бот мог действовать как часть прибрежной эскадры, поддерживая береговые батареи и более тяжёлые корабли. Благодаря сочетанию мобильности и огневой мощи суда типа «Эльген» часто становились первым рубежом обороны.
Место в корабельной истории
Шхерный бот «Эльген» представляет собой классический пример скандинавской военно-морской инженерии эпохи малых флотилий. Это судно не относилось к крупным боевым кораблям, но его значение было не менее важным:
-
он позволял флоту присутствовать там, где фрегаты и линейные корабли были бесполезны;
-
обеспечивал контроль над сложными акваториями;
-
поддерживал гибкость и мобильность прибрежных сил.
Подобные суда стали прототипами будущих канонерских лодок XIX века.
«Эльген» в моделизме
Сегодня шхерные боты, включая «Эльген», привлекают моделистов своей необычной архитектурой:
-
сочетание паруса и вёсел;
-
поворотная артиллерийская платформа;
-
характерный скандинавский силуэт;
-
компактные размеры и высокая детализация.
Модель такого судна — редкость, которая прекрасно дополняет коллекцию, посвящённую северным флотам XVIII века.
✅ Заключение
Шхерный бот «Эльген» (1769) — это яркий представитель датско-норвежской прибрежной обороны XVIII века. Лёгкий, манёвренный и вооружённый, он воплощал стратегию защиты шхерных территорий и стал частью важного этапа в развитии Балтийского флота. Его история отражает уникальные особенности морского дела Скандинавии, где природные условия диктовали форму и задачи кораблей.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 