Корабль на столе

Чертёж модели Ботик Петра I / Botik Petra I (1688) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 166 | Каттеры, шхуны и боты
29
июл
Чертёж модели Ботик Петра I / Botik Petra I (1688) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Ботик Петра I / Botik Petra I (1688) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Каттеры, шхуны и боты, Лодки и парусные лодки
  • Период / век:
    1600 - 1700 год
  • Формат:
    jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    6,5 Мб.
  • Сложность:
    Легко
  • Страна:
    Россия

Чертёж модели Ботик Петра I / Botik Petra I (1688) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Ботик Петра I: история «дедушки» русского флота

Истоки русского военного флота удивительным образом связаны не с огромными линейными кораблями, а с небольшим скромным судном — ботиком Петра I, вошедшим в историю как «дедушка русского флота». Именно он стал отправной точкой морского пути Петра и началом грандиозных реформ.


Первое знакомство Петра с ботиком

По воспоминаниям историка флота и декабриста Н. А. Бестужева, юный Пётр однажды осматривал в селе Измайлово старые льняные амбары своего предка Никиты Ивановича Романова. Там он обнаружил необычный старый ботик, построенный ещё при царе Алексее Михайловиче для разъездов по Москве-реке.

Судно, способное идти под парусом против ветра, поразило Петра. Сначала он испытывал его на реке Яузе, затем — на Просяном пруду в Измайлове. Но даже там места оказалось недостаточно для всё растущего увлечения «водяной потехой».


Первые корабельные опыты: Переяславское озеро

В 1689 году страсть Петра к морскому делу вылилась в реальное строительство. На берегах Переяславского озера он заложил три небольших судна. Сам царь трудился наравне с плотниками, обучаясь корабельному делу руками и топором.

Для работы привлекли двух специалистов из Немецкой слободы:

  • Франца Тиммермана — математика и навигационного мастера;

  • Картена Брандта — опытного моряка и корабельного мастера.

На берегу озера возникли мастерские, пристань, небольшие дворцы и батареи. Здесь же проходили первые «морские манёвры», ставшие прообразом будущего боевого флота.


Стремление к морю и рождение флота

Переяславское озеро быстро стало тесным для Петра. Началась эпоха, ставшая одновременно трагической и героической — борьба за выход к морю. Эта эпоха навсегда изменила страну.

Алексей Толстой в романе «Пётр Первый» писал:

«Пусть топор царя прорубал окно в самых костях и мясе народном…
окно всё же было прорублено, и свежий ветер ворвался в ветхие терема».

В эти годы Россия создала флот, одержала победы при Гангуте и Гренгаме, построила Петербург и Кроншлот, а в 1721 году заключила Ништадтский мир.


Государственная честь «дедушке» флота

Пётр никогда не забывал о боте, с которого всё началось. Он стал символом рождения русского флота.

Московский торжественный парад

Во время празднования заключения Ништадтского мира через Кремль прошла пышная маскарадная процессия: суда на полозьях, музыка, салюты. В центре шествия — ботик, установленный на украшенном пьедестале как символ морских побед.

Появление ботика в Петербурге

После переноса в новую столицу ботик стал участником многих парадов:

  • на гравюрах он изображён плывущим по Неве;

  • в 1723 году на Котлинском рейде его салютовали 20 линейных кораблей;

  • командовал ботику генерал-адмирал Ф. М. Апраксин;

  • рулевым был сам Пётр I;

  • на вёслах — Сиверс, Гордон, Синявин и другие адмиралы.

Это редкий случай, когда целая флотилия чествовала маленькое судно, давшее начало великой морской традиции.


«Ботный домик» — специально построенный павильон

После смерти Петра ботик долгое время находился в плохих условиях — лишь под парусиной. Чтобы сохранить реликвию, в 1761 году в Петропавловской крепости по проекту архитектора А. Ф. Виста построили изящный павильон — Ботный домик. С тех пор он стал местом постоянного хранения ботика.


Ботик в XIX–XX веках

  • 1803 год — выставлен на палубе корабля «Гавриил» на празднике основания Петербурга.

  • 1836 год — размещён на пароходе «Геркулес», откуда он приветствовал Балтийский флот.

  • 1872 год — экспонировался на Всероссийской политехнической выставке в Москве.

  • Впоследствии передан в Центральный военно-морской музей, где находится и сегодня.


Заключение

Петровский ботик — не просто старинное судно. Это:

  • символ рождения русского военно-морского флота;

  • живое напоминание о первых шагах Петра в морском деле;

  • уникальная историческая реликвия, связующая эпохи.

Для корабельных моделистов, историков и любителей эпохи Петра I ботик остаётся одним из самых узнаваемых и значимых символов становления морской мощи России.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*