Чертёж модели Ботик Петра I / Botik Petra I (1688) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Ботик Петра I / Botik Petra I (1688) для сборки и историческая справка
- Категория:Каттеры, шхуны и боты, Лодки и парусные лодки
- Период / век:1600 - 1700 год
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:6,5 Мб.
- Сложность:Легко
- Страна:Россия
Чертёж модели Ботик Петра I / Botik Petra I (1688) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Ботик Петра I: история «дедушки» русского флота
Истоки русского военного флота удивительным образом связаны не с огромными линейными кораблями, а с небольшим скромным судном — ботиком Петра I, вошедшим в историю как «дедушка русского флота». Именно он стал отправной точкой морского пути Петра и началом грандиозных реформ.
Первое знакомство Петра с ботиком
По воспоминаниям историка флота и декабриста Н. А. Бестужева, юный Пётр однажды осматривал в селе Измайлово старые льняные амбары своего предка Никиты Ивановича Романова. Там он обнаружил необычный старый ботик, построенный ещё при царе Алексее Михайловиче для разъездов по Москве-реке.
Судно, способное идти под парусом против ветра, поразило Петра. Сначала он испытывал его на реке Яузе, затем — на Просяном пруду в Измайлове. Но даже там места оказалось недостаточно для всё растущего увлечения «водяной потехой».
Первые корабельные опыты: Переяславское озеро
В 1689 году страсть Петра к морскому делу вылилась в реальное строительство. На берегах Переяславского озера он заложил три небольших судна. Сам царь трудился наравне с плотниками, обучаясь корабельному делу руками и топором.
Для работы привлекли двух специалистов из Немецкой слободы:
-
Франца Тиммермана — математика и навигационного мастера;
-
Картена Брандта — опытного моряка и корабельного мастера.
На берегу озера возникли мастерские, пристань, небольшие дворцы и батареи. Здесь же проходили первые «морские манёвры», ставшие прообразом будущего боевого флота.
Стремление к морю и рождение флота
Переяславское озеро быстро стало тесным для Петра. Началась эпоха, ставшая одновременно трагической и героической — борьба за выход к морю. Эта эпоха навсегда изменила страну.
Алексей Толстой в романе «Пётр Первый» писал:
«Пусть топор царя прорубал окно в самых костях и мясе народном…
окно всё же было прорублено, и свежий ветер ворвался в ветхие терема».
В эти годы Россия создала флот, одержала победы при Гангуте и Гренгаме, построила Петербург и Кроншлот, а в 1721 году заключила Ништадтский мир.
Государственная честь «дедушке» флота
Пётр никогда не забывал о боте, с которого всё началось. Он стал символом рождения русского флота.
Московский торжественный парад
Во время празднования заключения Ништадтского мира через Кремль прошла пышная маскарадная процессия: суда на полозьях, музыка, салюты. В центре шествия — ботик, установленный на украшенном пьедестале как символ морских побед.
Появление ботика в Петербурге
После переноса в новую столицу ботик стал участником многих парадов:
-
на гравюрах он изображён плывущим по Неве;
-
в 1723 году на Котлинском рейде его салютовали 20 линейных кораблей;
-
командовал ботику генерал-адмирал Ф. М. Апраксин;
-
рулевым был сам Пётр I;
-
на вёслах — Сиверс, Гордон, Синявин и другие адмиралы.
Это редкий случай, когда целая флотилия чествовала маленькое судно, давшее начало великой морской традиции.
«Ботный домик» — специально построенный павильон
После смерти Петра ботик долгое время находился в плохих условиях — лишь под парусиной. Чтобы сохранить реликвию, в 1761 году в Петропавловской крепости по проекту архитектора А. Ф. Виста построили изящный павильон — Ботный домик. С тех пор он стал местом постоянного хранения ботика.
Ботик в XIX–XX веках
-
1803 год — выставлен на палубе корабля «Гавриил» на празднике основания Петербурга.
-
1836 год — размещён на пароходе «Геркулес», откуда он приветствовал Балтийский флот.
-
1872 год — экспонировался на Всероссийской политехнической выставке в Москве.
-
Впоследствии передан в Центральный военно-морской музей, где находится и сегодня.
Заключение
Петровский ботик — не просто старинное судно. Это:
-
символ рождения русского военно-морского флота;
-
живое напоминание о первых шагах Петра в морском деле;
-
уникальная историческая реликвия, связующая эпохи.
Для корабельных моделистов, историков и любителей эпохи Петра I ботик остаётся одним из самых узнаваемых и значимых символов становления морской мощи России.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 