Чертёж модели фул-регированный корабль Balclutha / Балклута (1886) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели фул-регированный корабль Balclutha / Балклута (1886) для сборки и историческая справка
- Категория:Разные парусники
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:tif
- Масштаб модели:1:?
- Размер:64.8 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Великобритания
Чертёж модели фул-регированный корабль Balclutha / Балклута (1886) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Балклута — один из самых известных сохранившихся океанских торговых парусников конца XIX века. Построенная в 1886 году на верфях компании Charles Connell & Co. Ltd. в Глазго, Шотландия, она стала типичным примером так называемых винджаммеров — крупных коммерческих парусников, осуществлявших дальние переходы по всему миру.
Название судна происходит либо от города Балклута в Новой Зеландии, либо от шотландского топонима, связанного с рекой Клайд. По-гэльски Baile Chluaidh означает «город на Клайде».
Конструкция и назначение
Балклута принадлежала к типу трёхмачтовых фул-регированных кораблей (full-rigged ship).
Это означало, что все три мачты несли прямое парусное вооружение — идеальный вариант для океанской торговли и длительных переходов, особенно вокруг мыса Горн.
Основное назначение судна — грузовые рейсы. Балклута перевозила самые разные товары: уголь, зерно, лес, шерсть, масло, рис и другие грузы, востребованные в портах Европы, Америки, Азии и Океании.
Ранние годы службы (1886–1899)
За первые 13 лет Балклута 17 раз обогнула мыс Горн, что само по себе является показателем надёжности и прочности судна.
Маршруты включали:
-
Южную Америку (Чили — селитра)
-
Австралию и Новую Зеландию (шерсть, сельхозпродукция)
-
Бирму (рис)
-
Сан-Франциско (зерно)
-
Тихоокеанский Северо-Запад США (лес)
Судно работало как универсальный трейдер, переходя из порта в порт и адаптируясь под мировой рынок.
Гавайский период и торговля между Австралией и США (1899–1902)
В 1899 году парусник перешёл под гавайский флаг.
Балклута выполняла рейсы с древесиной из США в Австралию, а обратно в Сан-Франциско доставляла австралийский уголь. Это был напряжённый период, связанный с активным ростом грузопотока между странами Тихоокеанского региона.
Служба в Alaska Packers’ Association и переименование (1902–1930)
В 1902 году судно было зафрахтовано, а позднее выкуплено компанией Alaska Packers’ Association (APA) — крупнейшим производителем консервированного лосося.
После столкновения с островом Ситкин (1904) Балклута была куплена всего за $500, отремонтирована и получила новое имя — Star of Alaska.
Особенности службы в APA
-
Переоборудование под перевозку людей и снабжение рыболовецких артелей
-
До 200 пассажиров и рабочих на борту (против 26 моряков в грузовых рейсах)
-
Ежегодное направление весной к Аляске с припасами
-
Возврат осенью в Сан-Франциско с грузом консервированного лосося
-
Расширение ютовой надстройки в 1911 году для размещения европейских и азиатских рабочих
Последний рейс в этом качестве состоялся в 1930 году.
Переход к выставочной жизни: Pacific Queen (1933–1954)
В 1933 году корабль приобрёл новый владелец — Фрэнк Киссингер, который переименовал судно в Pacific Queen.
В этот период Балклута:
-
использовалась как выставочный корабль,
-
снималась в кино, включая знаменитый фильм
«Mutiny on the Bounty» (1935) с Кларком Гейблом и Чарльзом Лоттоном, -
постепенно ветшала из-за отсутствия должного ухода.
Возвращение имени и реставрация (с 1954 года)
В 1954 году сильно обветшавшая Pacific Queen была куплена San Francisco Maritime Museum.
После масштабной реставрации она вернула историческое имя Balclutha.
В 1985 году судно получило статус Национального исторического памятника США (National Historic Landmark).
Сегодня Балклута экспонируется в San Francisco Maritime National Historical Park, у пирса Хайд-Стрит. Помимо музейного показа, на её борту проходят регулярные мероприятия, в том числе ежемесячные посиделки с морскими песнями (sea shanties).
Значение Балклута
Балклута является одним из редчайших сохранившихся винджаммеров конца XIX века и ценнейшим примером океанской торговой навигации эпохи до появления массового парового флота.
Её биография отражает судьбу многих крупных парусников того времени:
от «рабочей лошадки» мировых торговых путей — до корабля, спасённого энтузиастами и ставшего символом морской истории.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 