Чертёж модели Кетча Karl and Maria / Карл и Мария (XIX) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Кетча Karl and Maria / Карл и Мария (XIX) для сборки и историческая справка
- Категория:Разные парусники
- Период / век:1600 - 1700 год
- Формат:jpeg/jpg, djvu
- Масштаб модели:1:?
- Размер:8 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Голландия
Чертёж модели Кетча Karl and Maria / Карл и Мария (XIX) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Кетч Karl und Marie — малоизвестное, но характерное для Европы XIX века двухмачтовое парусное судно класса кетч, использовавшееся для прибрежных перевозок, рыболовства и каботажной торговли. Подобные суда широко встречались на Балтийском и Северном морях, в немецких и скандинавских портах. Хотя конкретных архивных данных о «Karl und Marie» сохранилось немного, его внешний вид и конструктивные особенности позволяют отнести судно к типичным рабочим кetch-ам конца XIX столетия.
Кетч — это парусное судно с двумя мачтами:
-
грот-мачтой (передняя, главная),
-
бизань-мачтой, расположенной перед рулем, но ближе к корме, чем у яхт с оснасткой «йонкер» или «шхуна-кетч».
Особенности конструкции судна типа Karl und Marie:
-
Длина корпуса — обычно 16–24 метра.
-
Ширина — 4–6 метров.
-
Корпус — деревянный, клёпанный, с округлой формой носа и приподнятой кормой.
-
Грот-мачта несла прямой или косой парус, а бизань — традиционный косой парус, удобный при маневрах в узких акваториях.
-
Наличие небольшого бушприта для стакселей.
-
Скромная осадка, что позволяло входить в мелководные гавани и речные устья.
Назначение и использование
В XIX веке такие суда были рабочими лошадками прибрежной торговли.
Кетч Karl und Marie, судя по имени и типу, мог использоваться для:
-
перевозки древесины, руды, каменного угля;
-
поставок сельскохозяйственных товаров в портовые города;
-
рыболовных походов и транспортировки улова;
-
каботажных (коротких) рейсов между портами Германии, Дании, Швеции;
-
снабжения небольших островных поселений.
Главное преимущество кетча — простота управления и высокая маневренность, что делало такие суда популярными у небольших экипажей (3–5 человек).
Исторический контекст
Вторая половина XIX века стала временем активной модернизации флота. Появлялись паровые суда, железные корпуса, винтовые корабли. Однако в прибрежных районах деревянные парусники сохраняли популярность до 1890-х годов, поскольку были дешевыми в постройке и обслуживании.
Кетчи, подобные Karl und Marie, были частью этой «переходной эпохи», когда традиции деревянного кораблестроения ещё существовали, но постепенно уступали место индустриальной технике.
Художественная и моделистская ценность
Кетч Karl und Marie часто встречается в наборах судомоделистов и в исторических реконструкциях. Причины:
-
гармоничные пропорции корпуса,
-
интересная двухмачтовая оснастка,
-
типичность для североевропейской морской истории,
-
хорошая детализация рангоута и такелажа.
Для сайтов о моделях (в том числе mir-izdeliy, mir-modeley) такой корабль хорошо подходит как представитель традиционного торгового флота XIX века.
Заключение
Кетч Karl und Marie — типичное рабочее судно своего времени, отражающее особенности прибрежной торговли и судостроения XIX века. Такие корабли стали последними представителями эпохи деревянного каботажного флота, сохранившись в виде чертежей, музейных моделей и реконструкций судомоделистов.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 