Корабль на столе

Чертёж модели Sultan, caique (1876) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 73 | Разные парусники
02
авг
Чертёж модели Sultan, caique (1876) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Sultan, caique (1876) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Разные парусники
  • Период / век:
    1800 - 1900 год
  • Формат:
    jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    0,80 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Не входит

Чертёж модели Sultan, caique (1876) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Sultan, caique, 1876 — традиционный османский кайк, созданный во второй половине XIX века для представительских и церемониальных нужд султанского двора. Эти лёгкие и узкие гребно-парусные суда занимали особое место в морской культуре Стамбула: они использовались для поездок султана, его семьи, высокопоставленных чиновников и гостей империи.


Исторический контекст

Кайки существовали в Османской империи много столетий и являлись главным средством личного водного транспорта на Босфоре и Золотом Роге. Даже после появления паровых катеров султанский двор продолжал использовать кайки — во многом из-за их символичности, традиций и декоративности.

1876 год — время правления султанов Мурада V и Абдул-Хамида II. Культурные церемонии при дворе оставались важной частью политики, и парадные суда вроде Sultan по-прежнему строились мастерами при дворе и в частных мастерских.


Конструкция и особенности

Кайки отличались крайне узким корпусом и очень малой осадкой, что позволяло маневрировать в сложных бухтах Босфора. Султанские модели были самыми роскошными:

Корпус

  • длинный и очень узкий

  • обшивка из лёгких пород дерева (чаще кипарис, платан, орех)

  • высокий выгнутый нос, украшенный резьбой

  • низкая корма, предназначенная для мягкого хода по спокойной воде

Размеры (типичные для султанского кайка)

  • длина: 18–24 м

  • ширина: 1,5–2 м

  • экипаж: 10–24 гребцов

  • грузоподъёмность: минимальная, рассчитана на 2–6 пассажиров

Отделка

Султанские версии — самые роскошные из всех:

  • позолоченные резные элементы

  • декоративные барельефы

  • тканые навесы

  • мягкие диваны для султана или его гостей

  • ручная роспись корпуса


Назначение

Кайк Sultan использовался как прогулочно-парадное судно, выполняя функции:

  • перевозка султана и его свиты между дворцами на Босфоре

  • участие в официальных церемониях и процессиях

  • почётные выезды во время государственных праздников

  • сопровождение иностранных гостей

Большие парадные кайки нередко выступали символом власти — чем длиннее и богаче отделано судно, тем выше статус его владельца.


Экипаж и управление

Кайк приводился в движение вручную:

  • гребцы сидели парами

  • гребли задавала музыка «mehter» (традиционный военный оркестр)

  • скорость могла быть довольно высокой благодаря лёгкому корпусу

Иногда кайк оснащался небольшим парусом, но чаще использовался только весельный вариант — как более торжественный.


Значение и культурное наследие

Султанские кайки стали одним из символов Османской империи XIX века. Они встречаются:

  • в музейных коллекциях Стамбула

  • на старинных гравюрах

  • в описаниях путешественников

  • на фотографиях конца XIX столетия

Кайк Sultan, 1876 относится к последнему поколению традиционных парадных лодок перед переходом двора на паровые моторные яхты.


Кайк в моделизме

Для моделистов этот тип судна интересен:

  • изящными пропорциями

  • богатой декоративной отделкой

  • уникальной османской эстетикой

  • простотой корпуса, но сложностью мелких деталей

Такая модель может стать ярким дополнением коллекции, особенно как представитель восточной морской культуры.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*