Чертёж модели Sultan, caique (1876) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Sultan, caique (1876) для сборки и историческая справка
- Категория:Разные парусники
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:0,80 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Не входит
Чертёж модели Sultan, caique (1876) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Sultan, caique, 1876 — традиционный османский кайк, созданный во второй половине XIX века для представительских и церемониальных нужд султанского двора. Эти лёгкие и узкие гребно-парусные суда занимали особое место в морской культуре Стамбула: они использовались для поездок султана, его семьи, высокопоставленных чиновников и гостей империи.
Исторический контекст
Кайки существовали в Османской империи много столетий и являлись главным средством личного водного транспорта на Босфоре и Золотом Роге. Даже после появления паровых катеров султанский двор продолжал использовать кайки — во многом из-за их символичности, традиций и декоративности.
1876 год — время правления султанов Мурада V и Абдул-Хамида II. Культурные церемонии при дворе оставались важной частью политики, и парадные суда вроде Sultan по-прежнему строились мастерами при дворе и в частных мастерских.
Конструкция и особенности
Кайки отличались крайне узким корпусом и очень малой осадкой, что позволяло маневрировать в сложных бухтах Босфора. Султанские модели были самыми роскошными:
Корпус
-
длинный и очень узкий
-
обшивка из лёгких пород дерева (чаще кипарис, платан, орех)
-
высокий выгнутый нос, украшенный резьбой
-
низкая корма, предназначенная для мягкого хода по спокойной воде
Размеры (типичные для султанского кайка)
-
длина: 18–24 м
-
ширина: 1,5–2 м
-
экипаж: 10–24 гребцов
-
грузоподъёмность: минимальная, рассчитана на 2–6 пассажиров
Отделка
Султанские версии — самые роскошные из всех:
-
позолоченные резные элементы
-
декоративные барельефы
-
тканые навесы
-
мягкие диваны для султана или его гостей
-
ручная роспись корпуса
Назначение
Кайк Sultan использовался как прогулочно-парадное судно, выполняя функции:
-
перевозка султана и его свиты между дворцами на Босфоре
-
участие в официальных церемониях и процессиях
-
почётные выезды во время государственных праздников
-
сопровождение иностранных гостей
Большие парадные кайки нередко выступали символом власти — чем длиннее и богаче отделано судно, тем выше статус его владельца.
Экипаж и управление
Кайк приводился в движение вручную:
-
гребцы сидели парами
-
гребли задавала музыка «mehter» (традиционный военный оркестр)
-
скорость могла быть довольно высокой благодаря лёгкому корпусу
Иногда кайк оснащался небольшим парусом, но чаще использовался только весельный вариант — как более торжественный.
Значение и культурное наследие
Султанские кайки стали одним из символов Османской империи XIX века. Они встречаются:
-
в музейных коллекциях Стамбула
-
на старинных гравюрах
-
в описаниях путешественников
-
на фотографиях конца XIX столетия
Кайк Sultan, 1876 относится к последнему поколению традиционных парадных лодок перед переходом двора на паровые моторные яхты.
Кайк в моделизме
Для моделистов этот тип судна интересен:
-
изящными пропорциями
-
богатой декоративной отделкой
-
уникальной османской эстетикой
-
простотой корпуса, но сложностью мелких деталей
Такая модель может стать ярким дополнением коллекции, особенно как представитель восточной морской культуры.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 