Корабль на столе

Чертёж модели Фрегата Пётр и Павел / Petr Pavel (1697) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 194 | Линейные корабли 4–5-6-го ранга
29
июл
Чертёж модели Фрегата Пётр и Павел / Petr Pavel (1697) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Фрегата Пётр и Павел / Petr Pavel (1697) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Линейные корабли 4–5-6-го ранга
  • Период / век:
    1600 - 1700 год
  • Формат:
    tif, jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    19,5 Мб.
  • Сложность:
    Сложно
  • Страна:
    Россия

Чертёж модели Фрегата Пётр и Павел / Petr Pavel (1697) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Первые шаги Петра I в кораблестроении

Мысль о том, что России необходим собственный флот, появилась у Петра I ещё в юношеские годы. Успехи «Потешной флотилии», построенной на Переяславском озере в 1689–1692 гг., стали настоящей школой практики. Там были созданы два малых фрегата и три яхты, причём сам Пётр работал простым плотником, осваивая основы морского ремесла.

Архангельский этап: рождение первых кораблей

В 1693 году, прибыв в Архангельск, Пётр I закладывает Соломбальскую верфь. На ней строятся:

  • яхта «Святой Пётр»,

  • корабль «Святой Павел»,

  • а также — по заказу у пришедших голландских мастеров — 44-пушечный фрегат «Святое Пророчество».

В 1694 году Пётр вновь посещает Архангельск и впервые выходит в открытое море на трёх кораблях, провожая голландскую торговую эскадру. Это событие стало для него поворотным — он увидел, что Россия может и должна иметь свой океанский флот.

Азовские походы и необходимость сильной флотилии

Подготовка к войне с Турцией ускоряет развитие кораблестроения. Перед первым Азовским походом Пётр основывает Воронежскую верфь. Здесь в кратчайшие сроки построили:

  • 22 галеры,

  • 4 брандера,

  • 2 корабля типа галеаса.

Однако кампания 1695 года оказалась неудачной — галер было недостаточно, их огневая мощь не позволила блокировать крепость.

Создание мощной Азовской флотилии

Пётр делает выводы и удваивает усилия. К 1696 году под Азовом появляется новый, значительно более сильный флот:

  • 2 фрегата,

  • 23 галеры,

  • 4 брандера,

  • более 1000 мелких транспортных судов.

Командовал эскадрой Франц Лефорт, а Пётр находился на одном из фрегатов как волонтёр-моряк.
Итог — в июле 1696 года Азов взят, а на его побережье создаётся первый русский морской порт.

Новый вызов: путь к Чёрному морю

Взятие Азова было только первым шагом. Чтобы получить свободный выход к Чёрному морю, России нужно было овладеть Керчью, что требовало флот гораздо мощнее прежнего. В Воронеже расширяются верфи, создаются склады и мастерские, ближе к Дону открываются новые строительные площадки.

Но здесь Пётр сталкивается с проблемой: иностранные корабельные мастера, приглашённые в Россию, оказались либо малоопытными, либо не желали раскрывать технологические секреты. Тогда Пётр решает учиться сам.

«Великое посольство» и корабельная школа Европы

В 1697–1698 гг. Пётр отправляется в своё знаменитое «Великое посольство» — дипломатическую и обучающую миссию в Голландию, Англию и Венецию. В составе учеников корабельного дела числилось более 100 человек, и сам царь шёл под именем Пётр Михайлов.

Работа в Амстердаме

Первые месяцы Пётр трудился плотником на Ост-Индской верфи под руководством известного мастера Геррита Класа Поля. Четыре с половиной месяца он выполнял все работы обычного корабельщика: от сборки корпуса до смоления и конопатки.

На этой верфи Пётр участвовал в постройке фрегата «Пётр и Павел» длиной 100 футов — от закладки киля до почти полной готовности корабля.

Клас Поль выдал царю официальный аттестат, где отметил его как «прилежного и искусного плотника».

Переезд в Англию

Разочаровавшись в уровне голландских мастеров — практиков, но не теоретиков — Пётр едет в Англию. Здесь он изучает теорию кораблестроения, морскую навигацию и организацию флота, закладывая фундамент будущего Балтийского флота.

Фрегат «Пётр и Павел»: основные параметры

Созданный в Амстердаме под руководством Петра I корабль имел следующие размерения:

  • Длина максимальная: 32,85 м

  • Длина по ватерлинии: 27,3 м

  • Длина по килю: 24,0 м

  • Ширина: 7,2 м

Корабль стал одним из знаковых этапов личного становления Петра как кораблестроителя и архитектора флота.

Укрепление позиций России на юге

В 1699–1700 гг. для мирных переговоров с Турцией был использован 46-пушечный корабль «Крепость», сопровождаемый эскадрой: 11 кораблей и множество судов, построенных в Воронеже в 1697–1699 гг.

В 1700 году с Турцией заключено перемирие, закрепившее за Россией Азов и Таганрог, где создаётся первая военно-морская база на Азовском море.


Итог

Фрегат «Пётр и Павел» (1697) — это не просто корабль. Это символ становления русского флота, результат личного труда Петра I и одновременно — важный опыт, который позволил создать мощный военно-морской флот и начать борьбу за выход к Балтийскому и Чёрному морям.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*