Чертёж модели Фрегата Пётр и Павел / Petr Pavel (1697) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Фрегата Пётр и Павел / Petr Pavel (1697) для сборки и историческая справка
- Категория:Линейные корабли 4–5-6-го ранга
- Период / век:1600 - 1700 год
- Формат:tif, jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:19,5 Мб.
- Сложность:Сложно
- Страна:Россия
Чертёж модели Фрегата Пётр и Павел / Petr Pavel (1697) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Первые шаги Петра I в кораблестроении
Мысль о том, что России необходим собственный флот, появилась у Петра I ещё в юношеские годы. Успехи «Потешной флотилии», построенной на Переяславском озере в 1689–1692 гг., стали настоящей школой практики. Там были созданы два малых фрегата и три яхты, причём сам Пётр работал простым плотником, осваивая основы морского ремесла.
Архангельский этап: рождение первых кораблей
В 1693 году, прибыв в Архангельск, Пётр I закладывает Соломбальскую верфь. На ней строятся:
-
яхта «Святой Пётр»,
-
корабль «Святой Павел»,
-
а также — по заказу у пришедших голландских мастеров — 44-пушечный фрегат «Святое Пророчество».
В 1694 году Пётр вновь посещает Архангельск и впервые выходит в открытое море на трёх кораблях, провожая голландскую торговую эскадру. Это событие стало для него поворотным — он увидел, что Россия может и должна иметь свой океанский флот.
Азовские походы и необходимость сильной флотилии
Подготовка к войне с Турцией ускоряет развитие кораблестроения. Перед первым Азовским походом Пётр основывает Воронежскую верфь. Здесь в кратчайшие сроки построили:
-
22 галеры,
-
4 брандера,
-
2 корабля типа галеаса.
Однако кампания 1695 года оказалась неудачной — галер было недостаточно, их огневая мощь не позволила блокировать крепость.
Создание мощной Азовской флотилии
Пётр делает выводы и удваивает усилия. К 1696 году под Азовом появляется новый, значительно более сильный флот:
-
2 фрегата,
-
23 галеры,
-
4 брандера,
-
более 1000 мелких транспортных судов.
Командовал эскадрой Франц Лефорт, а Пётр находился на одном из фрегатов как волонтёр-моряк.
Итог — в июле 1696 года Азов взят, а на его побережье создаётся первый русский морской порт.
Новый вызов: путь к Чёрному морю
Взятие Азова было только первым шагом. Чтобы получить свободный выход к Чёрному морю, России нужно было овладеть Керчью, что требовало флот гораздо мощнее прежнего. В Воронеже расширяются верфи, создаются склады и мастерские, ближе к Дону открываются новые строительные площадки.
Но здесь Пётр сталкивается с проблемой: иностранные корабельные мастера, приглашённые в Россию, оказались либо малоопытными, либо не желали раскрывать технологические секреты. Тогда Пётр решает учиться сам.
«Великое посольство» и корабельная школа Европы
В 1697–1698 гг. Пётр отправляется в своё знаменитое «Великое посольство» — дипломатическую и обучающую миссию в Голландию, Англию и Венецию. В составе учеников корабельного дела числилось более 100 человек, и сам царь шёл под именем Пётр Михайлов.
Работа в Амстердаме
Первые месяцы Пётр трудился плотником на Ост-Индской верфи под руководством известного мастера Геррита Класа Поля. Четыре с половиной месяца он выполнял все работы обычного корабельщика: от сборки корпуса до смоления и конопатки.
На этой верфи Пётр участвовал в постройке фрегата «Пётр и Павел» длиной 100 футов — от закладки киля до почти полной готовности корабля.
Клас Поль выдал царю официальный аттестат, где отметил его как «прилежного и искусного плотника».
Переезд в Англию
Разочаровавшись в уровне голландских мастеров — практиков, но не теоретиков — Пётр едет в Англию. Здесь он изучает теорию кораблестроения, морскую навигацию и организацию флота, закладывая фундамент будущего Балтийского флота.
Фрегат «Пётр и Павел»: основные параметры
Созданный в Амстердаме под руководством Петра I корабль имел следующие размерения:
-
Длина максимальная: 32,85 м
-
Длина по ватерлинии: 27,3 м
-
Длина по килю: 24,0 м
-
Ширина: 7,2 м
Корабль стал одним из знаковых этапов личного становления Петра как кораблестроителя и архитектора флота.
Укрепление позиций России на юге
В 1699–1700 гг. для мирных переговоров с Турцией был использован 46-пушечный корабль «Крепость», сопровождаемый эскадрой: 11 кораблей и множество судов, построенных в Воронеже в 1697–1699 гг.
В 1700 году с Турцией заключено перемирие, закрепившее за Россией Азов и Таганрог, где создаётся первая военно-морская база на Азовском море.
✅ Итог
Фрегат «Пётр и Павел» (1697) — это не просто корабль. Это символ становления русского флота, результат личного труда Петра I и одновременно — важный опыт, который позволил создать мощный военно-морской флот и начать борьбу за выход к Балтийскому и Чёрному морям.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 