Чертёж модели Флейта Zeehaen / Зеехан (1639) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Флейта Zeehaen / Зеехан (1639) для сборки и историческая справка
- Категория:Галеоны и флейты
- Период / век:1600 - 1700 год
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:306 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Голландия
Чертёж модели Флейта Zeehaen / Зеехан (1639) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Zeehaen (Зеехан) — голландский торговый флейт, построенный в 1639 году для нужд Голландской Ост-Индской компании (VOC). Этот тип судов стал символом Золотого века нидерландского мореплавания: экономичный, грузоподъёмный, управляемый и идеально подходящий для дальних плаваний. Зеехан наиболее известен как одно из двух судов легендарной экспедиции Абеля Тасмана 1642–1643 годов, во время которой были открыты Тасмания, Новая Зеландия и значительные участки тихоокеанского региона.
Происхождение и назначение флейта
Флейт (нидерл. fluyt, fluit) представлял собой торговое судно, разработанное в Нидерландах в конце XVI — начале XVII века. Его ключевая задача — перевозка большого объёма грузов при минимальной команде.
Благодаря характерному «грушевидному» корпусу, зауженной палубе и простому рангоуту, флейты получались:
-
дешёвыми в постройке и эксплуатации,
-
устойчивыми на океанских переходах,
-
манёвренными даже при небольшом экипаже,
-
менее облагаемыми пошлинами (узкая палуба снижала портовые тарифы).
Именно такие суда VOC активно использовала для торговли с Азией, доставки припасов и как вспомогательный транспорт при крупных экспедициях.
Характеристики флейта Zeehaen
Точные размеры Зеехана не сохранились полностью, однако по стандартам VOC для флейтов его класса реконструируют следующие параметры:
-
Водоизмещение: около 200–250 тонн
-
Длина по палубе: ~25–28 м
-
Ширина корпуса: ~6–7 м
-
Осадка: 2,5–3 м
-
Парусное вооружение: 3 мачты, прямой и косой парус
-
Экипаж: 20–30 человек
Для флотилии VOC такого размера флейт считался средним — достаточным для перевозки снабжения и вспомогательных грузов, но при этом достаточно лёгким и быстрым, чтобы сопровождать более крупные суда.
Экспедиция Абеля Тасмана (1642–1643)
Наибольшую известность Zeehaen получил благодаря тому, что в 1642 году он был выбран в состав экспедиционной группы исследователя Абеля Янсзона Тасмана.
В этой экспедиции участвовали:
-
флагман — Heemskerck (хемскерек), вооружённый корабль;
-
вспомогательное судно — Zeehaen, выполнявшее функции транспорта и лаборатории для моряков и картографов.
Ключевые достижения экспедиции:
✅ открытие Тасмании (названной тогда Землей Ван Диемена);
✅ первое европейское описание Новой Зеландии;
✅ картографирование значительной части «Неизвестной Южной Земли»;
✅ прохождение по протоке между островами Тонга и Фиджи;
✅ составление новых навигационных карт южных морей.
Zeehaen играл важную роль в снабжении экспедиции: перевозил запасы, часть оборудования, товары для обмена и служил жилым пространством для части команды.
Флейт как инструмент нидерландской морской экспансии
История Зеехана — пример типичной судьбы флейта эпохи VOC. Эти корабли стали фундаментом торговой мощи Нидерландов, обеспечивали постоянную связь с колониями, перевозили специи, ткани, порох, материалы и участвовали в научных экспедициях.
Флейты редко становились кораблями-легендами, но без них невозможно представить расцвет Голландской Ост-Индской компании.
Zeehaen — один из тех «рабочих» кораблей, которые незаметно изменили мировую карту, доставив экспедицию Тасмана в районы, где до этого не ступала нога европейца.
Zeehaen в моделизме
Сегодня Зеехан привлекает моделистов благодаря:
-
характерным очертаниям флейта,
-
исторической связи с экспедицией Тасмана,
-
относительно простой конструкции корпуса,
-
насыщенной исторической подоплёке.
Такая модель идеально подходит для коллекций голландского флота XVII века и проектов, связанных с эпохой географических открытий.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 