Чертёж модели Гукор, архангельский (1737) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Гукор, архангельский (1737) для сборки и историческая справка
- Категория:Разные парусники
- Период / век:1700 - 1800 год
- Формат:jpeg/jpg, djvu
- Масштаб модели:1:?
- Размер:4.5 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Россия
Чертёж модели Гукор, архангельский (1737) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Гукоры занимают особое место в истории русского парусного флота XVIII века. Эти небольшие, но мореходные двухмачтовые суда сочетали в себе универсальность транспорта, манёвренность посыльного корабля и надёжность сторожевого дозорного судна для прибрежных акваторий. Одним из наиболее интересных представителей этого класса стал гукор «Кроншлот», построенный в Архангельске в 1736–1737 годах.
Происхождение и особенности класса «гукор»
Название «гукор» (также встречаются варианты: гукер, гуккер, гукря, гукер-яхт) происходит от голландского hoeker — типа быстроходных малоразмерных морских судов, широко распространённых в Северной Европе. Голландские прототипы славились остойчивостью и простотой обращения с парусами, что сделало их удобными как для рыболовства, так и для военной службы.
Характерные черты гукора XVIII века
-
Водоизмещение: около 300–350 тонн.
-
Вооружение: до 12 пушек на верхней палубе.
-
Экипаж: до 90 человек.
-
Назначение: дозорная служба, учебные плавания, сопровождение, доставка депеш, местные грузовые перевозки.
Парусное вооружение
У ранних русских гукоров паруса были прямыми на обеих мачтах, что было характерно для северных типов судов. Позднее часть гукоров вооружалась как «полуторамачтовые» кечи с косыми парусами.
Отличительными особенностями были:
-
высокая грот-мачта, расположенная почти на миделе;
-
смещённая к корме бизань-мачта, примерно на ⅔ высоты грота;
-
длинный бушприт, нередко с выдвижным утлегарем;
-
хорошая управляемость и высокая скорость для малого корабля.
Эти суда ценились за надёжность, простоту обращения с рангоутом и способность уверенно держаться в шторм при убранных верхних частях парусов.
Создание «Кроншлота» и традиции Соломбальской верфи
Гукор «Кроншлот» — один из представителей серии судов, построенных на Архангельской (Соломбальской) верфи для Балтийского флота. Интересно отметить особенности местной практики: кораблям, предназначенным для перехода в Балтику, поначалу не присваивали имён. Они отправлялись в плавание под временными номерами — «строительными именами».
Так, гукор «Кроншлот» первоначально числился просто как судно №1. Имя он получил лишь после перехода вокруг Скандинавии и прибытия в Кронштадт.
Процесс проектирования и утверждения чертежей
Работа велась по уникальной для Архангельска системе:
-
капитан порта устно поручал мастеру разработать чертёж;
-
чертёж рассматривали мастера разных участков, вносили поправки;
-
проект отправляли в Адмиралтейств-коллегию для утверждения;
-
после возвращения чертёж снова правили и дорабатывали;
-
только после подписей всех мастеров он становился «закладным документом».
Это была живая, мастерская школа судостроения, где опирались скорее на опыт и пропорции, чем на строгие инструкции.
История постройки
-
12 июля 1736 года — заложен на Архангельской Соломбальской верфи.
-
5 мая 1737 года — спущен на воду (по старым источникам встречается и дата 1736, что объясняется разночтениями в документах).
Выбор прототипа для современной реконструкции внешнего вида «Кроншлота» основан на чертеже судна со строительным номером №1, снятом «ластовым учеником Антоном Быковым» (архив ЦГАВМФ, ф. 327, оп.1, д. 5700).
Служба и назначение
Главная роль гукоров русского флота — вспомогательная служба. «Кроншлот» использовался в качестве:
-
дозорного судна,
-
учебного корабля для подготовки гардемаринов,
-
посыльного судна для доставки депеш,
-
корабля сопровождения в северных водах.
Особое значение имеет версия о том, что «Кроншлот» стал одним из первых полноценных учебных кораблей, предтечей будущих практических судов флота.
Судьба гукора «Кроншлот»
В 1755 году «Кроншлот» был исключён из списков судов флота. Дальнейшая его судьба известна по двум версиям:
-
Разобран на дрова в Кронштадте.
-
Затоплен у кронштадтской дамбы в составе группы старых судов для укрепления канала (эта версия считается более романтичной, но документально не подтверждена полностью).
Значение и наследие
Гукор «Кроншлот» — интересный пример того, как небольшие, на первый взгляд незначительные корабли оказываются важными в эволюции флота. Он стал:
-
представителем уникальной северной школы кораблестроения;
-
учебным судном раннего периода;
-
участником истории становления Балтийского пути через Архангельск;
-
типовым образцом русского гукора XVIII века, по которому можно судить о развитии малых служебных кораблей флота.
Его образ, восстановленный по архивным чертежам, сегодня является важным элементом исторической реконструкции русского парусного флота.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 