Корабль на столе

Чертёж модели Гукор, архангельский (1737) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 105 | Разные парусники
30
июл
Чертёж модели Гукор, архангельский (1737) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Гукор, архангельский (1737) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Разные парусники
  • Период / век:
    1700 - 1800 год
  • Формат:
    jpeg/jpg, djvu
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    4.5 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Россия

Чертёж модели Гукор, архангельский (1737) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Гукоры занимают особое место в истории русского парусного флота XVIII века. Эти небольшие, но мореходные двухмачтовые суда сочетали в себе универсальность транспорта, манёвренность посыльного корабля и надёжность сторожевого дозорного судна для прибрежных акваторий. Одним из наиболее интересных представителей этого класса стал гукор «Кроншлот», построенный в Архангельске в 1736–1737 годах.


Происхождение и особенности класса «гукор»

Название «гукор» (также встречаются варианты: гукер, гуккер, гукря, гукер-яхт) происходит от голландского hoeker — типа быстроходных малоразмерных морских судов, широко распространённых в Северной Европе. Голландские прототипы славились остойчивостью и простотой обращения с парусами, что сделало их удобными как для рыболовства, так и для военной службы.

Характерные черты гукора XVIII века

  • Водоизмещение: около 300–350 тонн.

  • Вооружение: до 12 пушек на верхней палубе.

  • Экипаж: до 90 человек.

  • Назначение: дозорная служба, учебные плавания, сопровождение, доставка депеш, местные грузовые перевозки.

Парусное вооружение

У ранних русских гукоров паруса были прямыми на обеих мачтах, что было характерно для северных типов судов. Позднее часть гукоров вооружалась как «полуторамачтовые» кечи с косыми парусами.

Отличительными особенностями были:

  • высокая грот-мачта, расположенная почти на миделе;

  • смещённая к корме бизань-мачта, примерно на ⅔ высоты грота;

  • длинный бушприт, нередко с выдвижным утлегарем;

  • хорошая управляемость и высокая скорость для малого корабля.

Эти суда ценились за надёжность, простоту обращения с рангоутом и способность уверенно держаться в шторм при убранных верхних частях парусов.


Создание «Кроншлота» и традиции Соломбальской верфи

Гукор «Кроншлот» — один из представителей серии судов, построенных на Архангельской (Соломбальской) верфи для Балтийского флота. Интересно отметить особенности местной практики: кораблям, предназначенным для перехода в Балтику, поначалу не присваивали имён. Они отправлялись в плавание под временными номерами — «строительными именами».

Так, гукор «Кроншлот» первоначально числился просто как судно №1. Имя он получил лишь после перехода вокруг Скандинавии и прибытия в Кронштадт.

Процесс проектирования и утверждения чертежей

Работа велась по уникальной для Архангельска системе:

  1. капитан порта устно поручал мастеру разработать чертёж;

  2. чертёж рассматривали мастера разных участков, вносили поправки;

  3. проект отправляли в Адмиралтейств-коллегию для утверждения;

  4. после возвращения чертёж снова правили и дорабатывали;

  5. только после подписей всех мастеров он становился «закладным документом».

Это была живая, мастерская школа судостроения, где опирались скорее на опыт и пропорции, чем на строгие инструкции.


История постройки

  • 12 июля 1736 года — заложен на Архангельской Соломбальской верфи.

  • 5 мая 1737 года — спущен на воду (по старым источникам встречается и дата 1736, что объясняется разночтениями в документах).

Выбор прототипа для современной реконструкции внешнего вида «Кроншлота» основан на чертеже судна со строительным номером №1, снятом «ластовым учеником Антоном Быковым» (архив ЦГАВМФ, ф. 327, оп.1, д. 5700).


Служба и назначение

Главная роль гукоров русского флота — вспомогательная служба. «Кроншлот» использовался в качестве:

  • дозорного судна,

  • учебного корабля для подготовки гардемаринов,

  • посыльного судна для доставки депеш,

  • корабля сопровождения в северных водах.

Особое значение имеет версия о том, что «Кроншлот» стал одним из первых полноценных учебных кораблей, предтечей будущих практических судов флота.


Судьба гукора «Кроншлот»

В 1755 году «Кроншлот» был исключён из списков судов флота. Дальнейшая его судьба известна по двум версиям:

  1. Разобран на дрова в Кронштадте.

  2. Затоплен у кронштадтской дамбы в составе группы старых судов для укрепления канала (эта версия считается более романтичной, но документально не подтверждена полностью).


Значение и наследие

Гукор «Кроншлот» — интересный пример того, как небольшие, на первый взгляд незначительные корабли оказываются важными в эволюции флота. Он стал:

  • представителем уникальной северной школы кораблестроения;

  • учебным судном раннего периода;

  • участником истории становления Балтийского пути через Архангельск;

  • типовым образцом русского гукора XVIII века, по которому можно судить о развитии малых служебных кораблей флота.

Его образ, восстановленный по архивным чертежам, сегодня является важным элементом исторической реконструкции русского парусного флота.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*