Чертёж модели Новгородского судна Сойма для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Новгородского судна Сойма для сборки и историческая справка
- Категория:Разные парусники
- Период / век:До 1500 года
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:4,1 Мб.
- Сложность:Легко
- Страна:Россия
Чертёж модели Новгородского судна Сойма для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Вглянувшись в карту Древней Руси, легко понять, почему именно Великий Новгород стал одним из ключевых центров торговли и судостроения Средневековья. Город находился в естественной крепости: от Балтики его отделял длинный путь по рекам, трудный для мгновенного нападения шведов или ливонцев, а с юга и востока к нему невозможно было подобраться из-за непроходимых лесов и топей, где исчезала всякая конница, включая татарские орды XIII–XV веков.
При этом сама Новгородская земля представляла собой огромный транспортный узел: из озера Ильмень и рек Волхова, Мсты, Ловати и Шелони можно было через волоки выйти к Балтийскому, Белому, Чёрному и Каспийскому морям. Именно реки и озёра стали своеобразными «дорогами» северной Руси. Торговые караваны двигались по ним быстрее, безопаснее и значительно дешевле, чем по суше. Никакая телега не могла сравниться с речным судном по грузоподъёмности и экономичности.
Одной из важнейших статей новгородского хозяйства была рыба — обильная, дешёвая и легко заготавливаемая. Её сушили, коптили, солили, вялили, создавая стратегический запас пищи для воинов, промысловиков и торговцев. Именно потребности рыболовства, внутренней торговли и дальних речных экспедиций сформировали спрос на надёжные и лёгкие в постройке суда.
Так в Новгороде родился один из самых характерных типов севернорусских лодок — сойма.
Конструктивные особенности соймы
Сойма была продуктом местных условий и традиций. Строили её из хвойных пород — чаще сосны, изобильно растущей вдоль рек. Характерная черта корпуса — шитая обшивка, то есть доски соединялись между собой не гвоздями, а гибкой вицей (корнями или ветвями черёмухи и можжевельника). Это делало корпус упругим: при ударе о камни на порогах он не трескался, а «играл».
Ещё одна узнаваемая особенность — наклонённые назад штевни. На мелководных озёрах волна короткая и крутая, и такой завал штевней улучшал мореходность лодки. Кроме того, при плотной работе рыбацких артелей суда находились рядом друг с другом — обратный наклон носа не позволял зацепляться за соседние борта.
Основные типы сойм:
-
Сойминка — лёгкая лодка до 6 м.
-
Крючная — 7–8 м, использовалась для неводов.
-
Мережная — 9–10 м, для крупного вылова.
-
Живорыбка (прасольная) — до 12 м, с палубой и садком для живой рыбы.
При необходимости садок могли установить на любую лодку, врезав две переборки и просверлив в бортах отверстия для циркуляции воды.
Сойма в походах и военной истории
Хотя сойма по происхождению — промысловое судно, в суровые времена она становилась и боевой. Новгородские ватаги на таких лодках отправлялись к Белому морю «за рыбьим зубом» — моржовым клыком, ценнейшим торговым товаром. Высокие штевни позволяли уверенно держаться на волне, лёгкость конструкции облегчала волоки через водоразделы, а эластичность киля предотвращала разрушения на каменных перекатах.
В конце XVII века соймы активно использовал Пётр I в первые годы Северной войны.
Самые значимые эпизоды:
-
1702 год, устье Воронежки:
400 солдат полковника Островского на соймах и карбасах отбили эскадру адмирала Нумерса (6 пушечных судов). -
Поход полковника Тыртова:
русские разгромили шведские силы, заставив Нумерса покинуть Ладожское озеро. -
Участие при взятии Нотебурга, Ниеншанца и в Невской победе:
русские моряки брали на абордаж шведский галиот «Гедан» (10 пушек) и шняву «Астрильд» (8 пушек).
Позже грузовые соймы оснащали бушпритом и прямым парусом на фок-мачте, грузоподъёмность таких судов достигала 100 тонн. На Ладоге их строили по старинке вплоть до XX века, а во время блокады Ленинграда (1941–1944) они участвовали в доставке грузов и эвакуации детей и раненых.
Парусное вооружение
Сойма несла шпринтовый парус — простой и надёжный:
-
мачта вставлялась в степс через отверстие в банке,
-
диагональный шпринтовый рангоут держался без вант — только на стропках,
-
парус управлялся одним шкотом,
-
при уборке шпринтов притягивали к мачте и обворачивали парусом.
Несмотря на простоту, такая система позволяла лодке идти круто к ветру и уверенно лавировать.
Постройка модели соймы — рекомендации моделисту
Для наиболее выразительной модели лучше использовать мелкослойную древесину и детали с естественной кривизной, напоминающей очертания натуральных элементов корпуса. Исторически соймы строили из сосны, поэтому хорошо подходят хвойные породы с мелкой текстурой: лиственница, тисс, туя.
Основные этапы постройки:
-
Киль
Плоская пластина эллиптического сечения толщиной около 3 мм. -
Штевни
Устанавливаются на нагелях и клею так, чтобы торец киля остался закрыт. -
Шпангоуты
-
№1 и №9 — из развилины сучков (как на настоящих лодках).
-
остальные — наборные, из двух частей.
-
-
Обшивка
Починается от киля.
Каждая доска крепится:-
нагелями к шпангоутам и штевням,
-
затем сшивается вицей с соседними досками.
Чтобы гибкие доски лучше ложились, их пропаривают.
-
-
Шитьё корпуса
Доски просверливают под углом, между отверстиями прорезают канавку для вицы.
Для модели хорошо подходит коричневая нить, закрепляемая «спичками»-клиньями. -
Оснастка
Устанавливаются банки, степс мачты, полупереборки, рангоут, весла, якоря, багор, топор. -
Покраска
-
корпус снизу — под смолу;
-
ширстрек — белый;
-
рангоут, внутри корпуса и мелкие детали — под олифу.
Железные элементы можно выполнить из воронёной стали.
-
-
Диорама
Подмодельную основу можно сделать из пенопласта, глины или папье-маше, расписав темперой или гуашью.
Заключение
Новгородская сойма — это уникальный пример судостроительного наследия Руси. Она сочетает в себе простоту конструкции, выдающуюся практичность и великолепную приспособленность к суровым условиям северных рек и озёр. Эта лодка участвовала и в торговых экспедициях, и в военных походах, и даже в операциях XX века, сохранив свою актуальность на протяжении столетий.
Для моделиста сойма — это не просто объект для сборки, а возможность прикоснуться к живой истории, в которой древняя технология «шитого судна» становится настоящим произведением мастерства.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 