Корабль на столе

Чертёж модели Новгородского судна Сойма для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 407 | Разные парусники
22
июл
Чертёж модели Новгородского судна Сойма для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Новгородского судна Сойма для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Разные парусники
  • Период / век:
    До 1500 года
  • Формат:
    jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    4,1 Мб.
  • Сложность:
    Легко
  • Страна:
    Россия

Чертёж модели Новгородского судна Сойма для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Вглянувшись в карту Древней Руси, легко понять, почему именно Великий Новгород стал одним из ключевых центров торговли и судостроения Средневековья. Город находился в естественной крепости: от Балтики его отделял длинный путь по рекам, трудный для мгновенного нападения шведов или ливонцев, а с юга и востока к нему невозможно было подобраться из-за непроходимых лесов и топей, где исчезала всякая конница, включая татарские орды XIII–XV веков.

При этом сама Новгородская земля представляла собой огромный транспортный узел: из озера Ильмень и рек Волхова, Мсты, Ловати и Шелони можно было через волоки выйти к Балтийскому, Белому, Чёрному и Каспийскому морям. Именно реки и озёра стали своеобразными «дорогами» северной Руси. Торговые караваны двигались по ним быстрее, безопаснее и значительно дешевле, чем по суше. Никакая телега не могла сравниться с речным судном по грузоподъёмности и экономичности.

Одной из важнейших статей новгородского хозяйства была рыба — обильная, дешёвая и легко заготавливаемая. Её сушили, коптили, солили, вялили, создавая стратегический запас пищи для воинов, промысловиков и торговцев. Именно потребности рыболовства, внутренней торговли и дальних речных экспедиций сформировали спрос на надёжные и лёгкие в постройке суда.

Так в Новгороде родился один из самых характерных типов севернорусских лодок — сойма.


Конструктивные особенности соймы

Сойма была продуктом местных условий и традиций. Строили её из хвойных пород — чаще сосны, изобильно растущей вдоль рек. Характерная черта корпуса — шитая обшивка, то есть доски соединялись между собой не гвоздями, а гибкой вицей (корнями или ветвями черёмухи и можжевельника). Это делало корпус упругим: при ударе о камни на порогах он не трескался, а «играл».

Ещё одна узнаваемая особенность — наклонённые назад штевни. На мелководных озёрах волна короткая и крутая, и такой завал штевней улучшал мореходность лодки. Кроме того, при плотной работе рыбацких артелей суда находились рядом друг с другом — обратный наклон носа не позволял зацепляться за соседние борта.

Основные типы сойм:

  • Сойминка — лёгкая лодка до 6 м.

  • Крючная — 7–8 м, использовалась для неводов.

  • Мережная — 9–10 м, для крупного вылова.

  • Живорыбка (прасольная) — до 12 м, с палубой и садком для живой рыбы.

При необходимости садок могли установить на любую лодку, врезав две переборки и просверлив в бортах отверстия для циркуляции воды.


Сойма в походах и военной истории

Хотя сойма по происхождению — промысловое судно, в суровые времена она становилась и боевой. Новгородские ватаги на таких лодках отправлялись к Белому морю «за рыбьим зубом» — моржовым клыком, ценнейшим торговым товаром. Высокие штевни позволяли уверенно держаться на волне, лёгкость конструкции облегчала волоки через водоразделы, а эластичность киля предотвращала разрушения на каменных перекатах.

В конце XVII века соймы активно использовал Пётр I в первые годы Северной войны.

Самые значимые эпизоды:

  • 1702 год, устье Воронежки:
    400 солдат полковника Островского на соймах и карбасах отбили эскадру адмирала Нумерса (6 пушечных судов).

  • Поход полковника Тыртова:
    русские разгромили шведские силы, заставив Нумерса покинуть Ладожское озеро.

  • Участие при взятии Нотебурга, Ниеншанца и в Невской победе:
    русские моряки брали на абордаж шведский галиот «Гедан» (10 пушек) и шняву «Астрильд» (8 пушек).

Позже грузовые соймы оснащали бушпритом и прямым парусом на фок-мачте, грузоподъёмность таких судов достигала 100 тонн. На Ладоге их строили по старинке вплоть до XX века, а во время блокады Ленинграда (1941–1944) они участвовали в доставке грузов и эвакуации детей и раненых.


Парусное вооружение

Сойма несла шпринтовый парус — простой и надёжный:

  • мачта вставлялась в степс через отверстие в банке,

  • диагональный шпринтовый рангоут держался без вант — только на стропках,

  • парус управлялся одним шкотом,

  • при уборке шпринтов притягивали к мачте и обворачивали парусом.

Несмотря на простоту, такая система позволяла лодке идти круто к ветру и уверенно лавировать.


Постройка модели соймы — рекомендации моделисту

Для наиболее выразительной модели лучше использовать мелкослойную древесину и детали с естественной кривизной, напоминающей очертания натуральных элементов корпуса. Исторически соймы строили из сосны, поэтому хорошо подходят хвойные породы с мелкой текстурой: лиственница, тисс, туя.

Основные этапы постройки:

  1. Киль
    Плоская пластина эллиптического сечения толщиной около 3 мм.

  2. Штевни
    Устанавливаются на нагелях и клею так, чтобы торец киля остался закрыт.

  3. Шпангоуты

    • №1 и №9 — из развилины сучков (как на настоящих лодках).

    • остальные — наборные, из двух частей.

  4. Обшивка
    Починается от киля.
    Каждая доска крепится:

    • нагелями к шпангоутам и штевням,

    • затем сшивается вицей с соседними досками.

    Чтобы гибкие доски лучше ложились, их пропаривают.

  5. Шитьё корпуса
    Доски просверливают под углом, между отверстиями прорезают канавку для вицы.
    Для модели хорошо подходит коричневая нить, закрепляемая «спичками»-клиньями.

  6. Оснастка
    Устанавливаются банки, степс мачты, полупереборки, рангоут, весла, якоря, багор, топор.

  7. Покраска

    • корпус снизу — под смолу;

    • ширстрек — белый;

    • рангоут, внутри корпуса и мелкие детали — под олифу.
      Железные элементы можно выполнить из воронёной стали.

  8. Диорама
    Подмодельную основу можно сделать из пенопласта, глины или папье-маше, расписав темперой или гуашью.


Заключение

Новгородская сойма — это уникальный пример судостроительного наследия Руси. Она сочетает в себе простоту конструкции, выдающуюся практичность и великолепную приспособленность к суровым условиям северных рек и озёр. Эта лодка участвовала и в торговых экспедициях, и в военных походах, и даже в операциях XX века, сохранив свою актуальность на протяжении столетий.

Для моделиста сойма — это не просто объект для сборки, а возможность прикоснуться к живой истории, в которой древняя технология «шитого судна» становится настоящим произведением мастерства.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*