Чертёж модели рыболовного судна Benjamin W. Latham / Бенджамин У. Латам (XX) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели рыболовного судна Benjamin W. Latham / Бенджамин У. Латам (XX) для сборки и историческая справка
- Категория:Каттеры, шхуны и боты
- Период / век:После 1900 года
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:2,5 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:США
Чертёж модели рыболовного судна Benjamin W. Latham / Бенджамин У. Латам (XX) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Бенджамин У. Латам — американская двухмачтовая рыболовная шхуна начала XX века, относящаяся к знаменитому промысловому типу Grand Banks fisherman, предназначенному для тяжёлой работы в районах Великих банков Атлантики. Судно стало одним из наиболее характерных представителей классических рыболовных шхун Новой Англии, сочетавших морскую выносливость, высокую скорость и приспособленность к крупному промыслу.
Строительство и происхождение
Шхуна была построена в 1902 году на верфи Tarr & James в городе Эссекс, штат Массачусетс (США). Этот регион был центром строительства рыболовных шхун; эссекские мастера создавали суда, которые получали известность за надёжность, прочность и отличные мореходные качества.
Проект шхуны разработал известный судостроитель Томас Ф. МакМанус, один из ключевых архитекторов американских рыболовных судов рубежа веков. Латам стал одним из типичных его проектов — быстрых, узких и «охотничьих» по характеру.
Назначение и ранняя служба
После спуска на воду шхуна вышла в море из порта Ноанк (Коннектикут) как макрелевая сейнерная шхуна (mackerel seiner). Такие суда занимались ловом макрели с использованием сейн-невода — большого сетного орудия, которое требовало манёвренности и хорошо слаженной команды.
Шхуна отличалась быстрым ходом и надёжностью, что позволяло ей работать в тяжёлых условиях северной Атлантики.
Переход к дори-тралингу (1906–1943)
В 1906 году характер работы судна изменился: Бенджамин У. Латам был переведён в Нью-Йорк и стал работать как дори-траулер (dory trawler). Такой способ промысла предполагал использование нескольких дори — небольших одномачтовых лодок, с которых велась тросовая ловля трески и другой крупной рыбы на Великих банках.
Портом базирования стал знаменитый Fulton Fish Market — крупнейший рыбный рынок Нью-Йорка, откуда ежедневно отправлялись суда на промысел.
В этот период судно стало классическим представителем рыболовных судов Гранд-Бэнкс: длительные походы, большие уловы, тяжёлые погодные условия и высокая износостойкость корпуса.
Облик и конструкция
Хотя точные параметры могут различаться по источникам, типичная шхуна такого класса имела:
-
Длина около 100 футов (30 м)
-
Две высокие мачты со шхуной-ригом (основной парус — грота-парус)
-
Узкий, быстрый корпус
-
Деревянную конструкцию из белого дуба и сосны
-
Комплект из 8–12 дори для тралового промысла
Конструкция сочетала скорость и манёвренность с максимальной возможной грузоподъёмностью для улова.
Гибель судна
Служба шхуны продолжалась более 40 лет — необычно долгий срок для промысловых судов подобного типа.
В 1943 году Бенджамин У. Латам был потерян у побережья Сан-Хуана. Точные обстоятельства гибели неизвестны, но большинство подобных судов исчезали из-за штормов, навигационных ошибок или износа корпуса.
Наследие
Несмотря на гибель, Бенджамин У. Латам получил вторую жизнь в культуре и моделизме:
-
его образ часто используется в музеях Новой Англии,
-
существует детальная модель в Музее Кейп-Анн (Cape Ann Museum),
-
на основе оригинальных чертежей выпускают масштабные наборы для судомоделистов,
-
шхуна стала символом рыбацкой эпохи начала XX века.
Сегодня Бенджамин У. Латам считается одним из лучших примеров традиционной американской рыболовной шхуны.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 