Чертёж модели Яла ВМФ, 6-весельный (XVIII) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Яла ВМФ, 6-весельный (XVIII) для сборки и историческая справка
- Категория:Разные парусники
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:17,6 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Россия
Чертёж модели Яла ВМФ, 6-весельный (XVIII) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
6-вёсельный ял — это малое гребное судно Военно-морского флота, которое использовалось как служебная, разъездная и хозяйственная лодка при кораблях и береговых частях. Этот тип ялов сформировался в конце XVIII – начале XIX века и надолго стал стандартом в русском флоте.
История появления
До конца XVIII столетия российский флот не имел унифицированных гребных лодок: каждая верфь создавала свои варианты шлюпок, отличавшиеся размерами, обводами и оснасткой. Необходимость стандартизации привела к появлению трёх основных типов малых судов — баркасов, вельботов и ялов.
Окончательное введение единого типажа ялов произошло в период реформ конца XVIII – начала XIX века. Примерно к 1800–1810 годам 6-вёсельный ял стал основным служебным судном на кораблях Балтийского и Черноморского флотов.
Конструкция
Корпус
-
Деревянный, клёпаный или на медных гвоздях.
-
Обводы обтекаемые, вытянутые, с высоким килем — для хорошей курсовой устойчивости.
-
Длина в среднем 6–7 метров, ширина около 1,8 м.
Посадочные места
-
На борту размещалось 6 гребцов — по одному на каждое весло.
-
Один человек выполнял функции рулевого, сидя на кормовом банке за румпелем.
-
При необходимости могла перевозить до 12–14 человек.
Оснастка
Хотя основной движущей силой были вёсла, в штатном снаряжении яла могла присутствовать лёгкая мачта с небольшим косым парусом — для движения по ветру на малые расстояния.
Назначение и применение
6-вёсельный ял не считался кораблём и относился к категории вспомогательных плавсредств. Он выполнял широкий спектр задач:
✔ 1. Разъездная лодка
Использовался для доставки офицеров, передвижения между кораблём и берегом, транспортировки документов и мелких грузов.
✔ 2. Десантные нужды
Мог перевозить небольшие группы морских пехотинцев или матросов с вооружением. При больших десантных операциях применялся как вспомогательное судно.
✔ 3. Хозяйственные работы
Служил для:
-
подвоза воды и провизии;
-
буксировки мелких плавсредств;
-
обслуживания якорных постановок.
✔ 4. Работы в гавани
Ялы использовали для инспекций, патрульных обходов, переноски якорей, обмеров, мелких ремонтных операций.
Преимущества
-
Простота конструкции — лёгкое обслуживание и ремонт.
-
Манёвренность — удобство в ограниченных акваториях портов.
-
Надёжность — стабильное поведение на волне благодаря килевому корпусу.
-
Универсальность применения — от ежедневных работ до участия в операциях.
Эпоха использования
6-вёсельные ялы активно применялись в ВМФ на протяжении XIX — первой половины XX века, вплоть до замены их моторными катерами. На старых парусных кораблях они были обязательной частью комплектования судов — каждый линейный корабль и фрегат имел как минимум один ял.
6-вёсельный ял в корабельной и морской культуре
Неброское, но незаменимое судно, 6-вёсельный ял стал частью повседневной жизни моряков. На нём матросы проходили обучение гребле, швартовым операциям, дисциплине командной работы. Многие элементы морской службы были связаны именно с такими небольшими лодками.
Сегодня 6-вёсельные ялы можно встретить:
-
в исторических реконструкциях флота;
-
в морских музеях;
-
как основу моделей и наборов для сборки;
-
в учебной морской практике.
Заключение
6-вёсельный ял ВМФ — это важная часть истории российского флота. Небольшое гребное судно, выполнявшее сотни каждодневных задач, обеспечивало работу больших кораблей и поддерживало функционирование флота в портах и на рейдах. Его простота, универсальность и надёжность сделали ий один из самых узнаваемых типов малых судов XIX века.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 