Корабль на столе

Чертёж модели Яла ВМФ, 6-весельный (XVIII) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 189 | Разные парусники
28
июл
Чертёж модели Яла ВМФ, 6-весельный (XVIII) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Яла ВМФ, 6-весельный (XVIII) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Разные парусники
  • Период / век:
    1800 - 1900 год
  • Формат:
    jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    17,6 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Россия

Чертёж модели Яла ВМФ, 6-весельный (XVIII) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

6-вёсельный ял — это малое гребное судно Военно-морского флота, которое использовалось как служебная, разъездная и хозяйственная лодка при кораблях и береговых частях. Этот тип ялов сформировался в конце XVIII – начале XIX века и надолго стал стандартом в русском флоте.


История появления

До конца XVIII столетия российский флот не имел унифицированных гребных лодок: каждая верфь создавала свои варианты шлюпок, отличавшиеся размерами, обводами и оснасткой. Необходимость стандартизации привела к появлению трёх основных типов малых судов — баркасов, вельботов и ялов.

Окончательное введение единого типажа ялов произошло в период реформ конца XVIII – начала XIX века. Примерно к 1800–1810 годам 6-вёсельный ял стал основным служебным судном на кораблях Балтийского и Черноморского флотов.


Конструкция

Корпус

  • Деревянный, клёпаный или на медных гвоздях.

  • Обводы обтекаемые, вытянутые, с высоким килем — для хорошей курсовой устойчивости.

  • Длина в среднем 6–7 метров, ширина около 1,8 м.

Посадочные места

  • На борту размещалось 6 гребцов — по одному на каждое весло.

  • Один человек выполнял функции рулевого, сидя на кормовом банке за румпелем.

  • При необходимости могла перевозить до 12–14 человек.

Оснастка

Хотя основной движущей силой были вёсла, в штатном снаряжении яла могла присутствовать лёгкая мачта с небольшим косым парусом — для движения по ветру на малые расстояния.


Назначение и применение

6-вёсельный ял не считался кораблём и относился к категории вспомогательных плавсредств. Он выполнял широкий спектр задач:

1. Разъездная лодка

Использовался для доставки офицеров, передвижения между кораблём и берегом, транспортировки документов и мелких грузов.

2. Десантные нужды

Мог перевозить небольшие группы морских пехотинцев или матросов с вооружением. При больших десантных операциях применялся как вспомогательное судно.

3. Хозяйственные работы

Служил для:

  • подвоза воды и провизии;

  • буксировки мелких плавсредств;

  • обслуживания якорных постановок.

4. Работы в гавани

Ялы использовали для инспекций, патрульных обходов, переноски якорей, обмеров, мелких ремонтных операций.


Преимущества

  • Простота конструкции — лёгкое обслуживание и ремонт.

  • Манёвренность — удобство в ограниченных акваториях портов.

  • Надёжность — стабильное поведение на волне благодаря килевому корпусу.

  • Универсальность применения — от ежедневных работ до участия в операциях.


Эпоха использования

6-вёсельные ялы активно применялись в ВМФ на протяжении XIX — первой половины XX века, вплоть до замены их моторными катерами. На старых парусных кораблях они были обязательной частью комплектования судов — каждый линейный корабль и фрегат имел как минимум один ял.


6-вёсельный ял в корабельной и морской культуре

Неброское, но незаменимое судно, 6-вёсельный ял стал частью повседневной жизни моряков. На нём матросы проходили обучение гребле, швартовым операциям, дисциплине командной работы. Многие элементы морской службы были связаны именно с такими небольшими лодками.

Сегодня 6-вёсельные ялы можно встретить:

  • в исторических реконструкциях флота;

  • в морских музеях;

  • как основу моделей и наборов для сборки;

  • в учебной морской практике.


Заключение

6-вёсельный ял ВМФ — это важная часть истории российского флота. Небольшое гребное судно, выполнявшее сотни каждодневных задач, обеспечивало работу больших кораблей и поддерживало функционирование флота в портах и на рейдах. Его простота, универсальность и надёжность сделали ий один из самых узнаваемых типов малых судов XIX века.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*