Чертёж модели Клипера Foochow / Фучжоу (1855) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Клипера Foochow / Фучжоу (1855) для сборки и историческая справка
- Категория:Бриги, бригантины и клиперы
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:7,8 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Не входит
Чертёж модели Клипера Foochow / Фучжоу (1855) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Клиппер Foochow (иногда встречается написание Fuchow) — быстроходное парусное судно середины XIX века, построенное в 1855 году для работы на дальних торговых маршрутах между Китаем, Европой и колониями Британской империи. Судно относится к эпохе расцвета морских клипперов — периода, когда скорость становилась главным преимуществом в международной торговле, а верфи соперничали друг с другом в создании всё более совершенных, лёгких и стремительных кораблей.
Происхождение и строительство
Foochow был построен в период активной торговли чаем и предметами роскоши между портами Китая и Великобританией. В 1850-х годах британские судовладельцы стремились получить преимущество на чайном рынке, где скорость доставки напрямую влияла на прибыль.
Название корабля связано с китайским городом Фучжоу (Foochow/Fuzhou) — крупным центром чайной индустрии, известным своими морскими верфями и экспортными складами.
Точная верфь, построившая клиппер, упоминается в нескольких источниках с вариациями, однако большинство исследователей относит Foochow к одному из британских судостроительных предприятий, работавших на заказчиков, ведущих торговлю с Китаем.
Конструкция и особенности
Как и большинство клипперов середины XIX века, Foochow был построен с акцентом на максимальную скорость при сохранении достаточной грузоподъёмности.
Основные характеристики (по типовым данным клипперов 1850-х):
-
Тип: трёхмачтовый клиппер
-
Парусность: полная, клиперная схема
-
Корпус: деревянный, обтекаемый, с резко суженной кормой и удлинённым форштевнем
-
Длина: около 55–60 м (оценочно)
-
Водоизмещение: 800–1200 тонн
-
Назначение: торговля чаем, лёгкими товарами и грузами высокой стоимости
Клипперы отличались высоким удлинением корпуса, наклонными мачтами и огромной площадью парусов. Всё это давало им скорость до 17–18 узлов, что для середины XIX века было выдающимся показателем.
Служба на чайных маршрутах
Foochow использовался, прежде всего, в чайной торговле, выполняя рейсы:
-
Фучжоу → Лондон / Ливерпуль
-
Гонконг → Индия / Капская колония
-
Кантон → Средиземноморье
На чайных гонках клиппер участвовал в общем потоке торговых судов, однако конкретных сведений о его ярких рекордах не сохранилось. Тем не менее, Foochow считался устойчивым и надёжным судном, выгодным для регулярной доставки скоропортящихся грузов.
Экономическая роль
Во время активной чайной торговли клипперы подобного класса:
-
обеспечивали быстрое поступление чая на европейский рынок, где каждая неделя экономила огромные суммы;
-
перевозили шёлк, специи, фарфор, красители;
-
участвовали в доставке колониальных грузов и почты;
-
использовались для перевозки пассажиров, хотя в ограниченном объёме.
Судно Foochow 1855 года стало частью той самой эпохи «торговых гонок», когда скорость определяла успех компаний и прибыльность маршрутов.
Дальнейшая судьба клиппера
Исторические записи дают фрагментарные упоминания о работе Foochow вплоть до конца 1860-х. В этот период:
-
клипперы постепенно уступали место пароходам,
-
деревянные суда начали вытесняться железными,
-
многие клипперы переоборудовали под грузовые суда.
Судьба Foochow не описана подробно в сохранившихся документах, однако по аналогии с судами того же типа можно предположить:
-
либо продажу на межколониальные маршруты,
-
либо использование в перевозке угля и древесины,
-
либо списание из-за износа корпуса к началу 1870-х годов.
Значение клиппера Foochow
Хотя Foochow не стал легендарным рекордсменом вроде Cutty Sark или Thermopylae, он является ярким представителем классической эры клипперов — быстрых, элегантных кораблей, которые изменили мировой товарооборот.
Клиппер:
-
отражает развитие британского торгового флота середины XIX века;
-
связан с крупнейшими китайскими портами эпохи чайных гонок;
-
служит примером талантливой судостроительной школы своего времени;
-
остаётся интересным объектом для историков и моделистов.
Для моделистов и исследователей
Модель клиппера Foochow интересна благодаря:
-
характерным клипперским формам корпуса,
-
богатому рангоуту,
-
историческим связям с Китаем,
-
уникальному периоду «чайных гонок».
Он выступает отличным объектом для реконструкции эпохи 1850-х годов.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 