Чертёж модели Шхуны-брига Rattlesnake / Гремучая Змея (1780) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Шхуны-брига Rattlesnake / Гремучая Змея (1780) для сборки и историческая справка
- Категория:Бриги, бригантины и клиперы
- Период / век:1700 - 1800 год
- Формат:pdf
- Масштаб модели:1:?
- Размер:2,5 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:США
Чертёж модели Шхуны-брига Rattlesnake / Гремучая Змея (1780) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Приватир Rattlesnake — одно из наиболее узнаваемых американских каперских судов периода Войны за независимость США. Построенный в Плимуте (штат Массачусетс) в 1779–1780 годах, он стал ярким примером того, как частные судовладельцы создавали чрезвычайно быстрые и манёвренные корабли, способные всерьёз угрожать британскому торговому флоту.
Происхождение и строительство
Строительство Rattlesnake традиционно связывают с именем американского корабельного мастера Джона Пека (John Peck) — талантливого конструктора, известного своими стремительными обводами корпуса. Хотя прямых документальных подтверждений немного, характерные черты судна полностью соответствуют почерку Пека.
Корабль задумывался как приватир — частное вооружённое судно, действовавшее по каперскому свидетельству. Его задачами были:
-
перехват британских торговых судов,
-
нанесение экономического урона противнику,
-
доставка захваченных призов в американские порты.
Особенности конструкции
Rattlesnake отличался необычной для эпохи комбинацией:
1. Очень острые форштевенные обводы
Узкий, «стремительный» нос обеспечивал высокую скорость и способность уверенно держать курс даже при свежем ветре.
2. Сниженная килеватость (reduced dead rise)
Форма днища была более плоской, чем у большинства военных шлюпов Британии, что дополнительно повышало ходкость.
3. Лёгкое, но мощное вооружение
Корабль нес от 14 до 20 пушек, в зависимости от рейса и владельцев, что делало его серьёзным противником для торговых судов.
4. Состав экипажа — около 85 человек
Такое число моряков было типичным для приватиров: часть команды занималась абордажем и захватом призов.
5. Раздельные надстройки
У судна были отдельные форкасл и квартердек, соединённые съёмными мостками (gangways).
Во время боя мостки убирали — это предотвращало быстрый захват кормы или носа противником.
Скорость и манёвренность
Современники отмечали, что Rattlesnake был одним из самых быстрых американских каперов своего времени.
После захвата англичане сняли с него замеры корпуса, и чертежи подтвердили:
-
очень тонкие обводы,
-
минимальное сопротивление воды,
-
высокую эффективность парусного вооружения.
Такие суда могли легко уйти от преследования или, напротив, стремительно настигать купеческие корабли.
Боевое применение
В течение 1780–1781 годов Rattlesnake активно действовал у атлантического побережья Северной Америки, атакуя британские торговые суда. Точные списки призов не сохранились, но в источниках упоминаются успешные перехваты в районе Массачусетса и Мэна.
Однако весной 1781 года удача изменила экипажу: приватир был перехвачен британским 44-пушечным кораблём HMS Assurance. Соотношение сил было слишком велико, и после короткого преследования Rattlesnake вынужден был сдаться.
Служба под британским флагом
Захваченный приватир был отправлен в Англию, где:
-
Получил новое имя — HMS Cormorant («Баклан»).
-
С него были сняты полные замеры корпуса, благодаря которым сегодня известны его точные линии.
-
Он был включён в состав британского флота, хотя служил недолго: как трофейный корабль, отличался от стандартов Королевского флота.
Именно британские чертежи сделали Rattlesnake знаменитым среди корабельных историков и моделистов.
Значение корабля
Rattlesnake — один из тех приватиров, которые определяли морскую войну новой американской нации. Он воплощал особенности американского судостроения:
-
лёгкость конструкции,
-
максимальная скорость,
-
способность действовать в одиночку,
-
универсальность в нападении на торговый флот.
Сегодня этот корабль считается классическим примером американского приватирного шлюпа эпохи Войны за независимость. Его чертежи неоднократно использовались для реконструкций и создания моделей — как музейных, так и любительских.
Название на русском
В русскоязычной литературе корабль обычно называется:
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 