Корабль на столе

Чертёж модели Шхуны Святой мученик Фока / Saint Martyr Foka (1870) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 404 | Каттеры, шхуны и боты
23
июл
Чертёж модели Шхуны Святой мученик Фока / Saint Martyr Foka (1870) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Шхуны Святой мученик Фока / Saint Martyr Foka (1870) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Каттеры, шхуны и боты
  • Период / век:
    1800 - 1900 год
  • Формат:
    tif, jpeg/jpg, dwg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    5 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Россия

Чертёж модели Шхуны Святой мученик Фока / Saint Martyr Foka (1870) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Шхуна «Святой мученик Фока» — одно из самых известных российских судов начала XX века, тесно связанное с освоением Арктики и героической попыткой Георгия Седова достичь Северного полюса. За свою долгую жизнь она успела пройти путь от норвежского промыслового корабля до участника великих полярных экспедиций.


Происхождение: норвежская шхуна «Гейзер» (1870–1890)

Будущее легендарное судно было построено в 1870 году в норвежском городе Тёнсберг. Это был крепкий, рассчитанный на арктические льды промысловый корабль, предназначенный для рыболовства и охоты на морского зверя в суровых условиях Ледовитого океана.

При спуске на воду шхуна получила название «Geiser» («Гейзер») и под этим именем исправно служила двадцать лет.


Российский период: шхуна зверопромышленников Юрьевых (1890–1909)

В 1890 году судно покупают мезенские зверопромышленники — братья Юрьевы. Они переименовывают его в честь святого покровителя мореходов — «Святой мученик Фока».

Под новым именем шхуна активно работала в промысловых арктических районах, выполняя рейсы в сложных ледовых условиях Баренцева и Карского морей.


Служба в Мурманской научно-промысловой экспедиции (1909–1912)

С 1909 года «Фока» переходит в распоряжение Мурманской научно-промысловой экспедиции, созданной для изучения биоресурсов Северного Ледовитого океана.

Позже судно выкупает промышленник Дикин, но уже вскоре судьба приводит его в руки людей, которым предстоит писать историю.


Главная страница истории: экспедиция Г. Я. Седова (1912–1914)

Настоящая известность приходит к «Фоке» в 1912 году, когда судно выбирают для поддержки полярной экспедиции Георгия Яковлевича Седова, направленной к Северному полюсу.

Задачи шхуны в экспедиции:

  • доставка людей и грузов;

  • обеспечение главного судна «Св. Фока» (вторым кораблём был «Св. Анну»?)
    (если нужно — уточню состав судов);

  • проведение охоты и промыслов для пополнения запасов;

  • участие в картографировании и наблюдениях.


Две тяжёлые зимовки в Арктике

1912–1913: Новая Земля

Первая зимовка проходит у берегов Новой Земли. Здесь шхуна выполняет роль базы: добыча продовольствия, охота, наблюдения за льдами.

1913–1914: Земля Франца-Иосифа

Следующая зимовка — значительно тяжелее. Экспедиция испытывает недостаток топлива, продовольствия и сил. Ледовые условия ухудшают положение, почти изолируя судно от внешнего мира.

В это время шхуна становится настоящим «домом» для полярников, помогая им выжить.


Возвращение и завершение истории

В 1914 году шхуна «Святой мученик Фока» возвращается в Архангельск, завершив один из самых сложных походов в своей истории.

Экспедиция Седова оказалась трагической: её руководитель погиб во время попытки достичь полюса. Однако шхуна выполнила свою задачу, сохранив жизнь части команды и доставив их домой.


Значение “Святого мученика Фоки” в истории Арктики

Шхуна стала частью русского полярного эпоса:

  • служила в промысловых арктических водах почти полвека;

  • участвовала в научных экспедициях;

  • поддерживала легендарный поход Седова;

  • продемонстрировала феноменальную живучесть и надёжность конструкции.

Сегодня «Святой мученик Фока» считается важным символом эпохи освоения Арктики — эпохи смелых людей, деревянных шхун и великих географических открытий.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*