Чертёж модели Шхуны Святой мученик Фока / Saint Martyr Foka (1870) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Шхуны Святой мученик Фока / Saint Martyr Foka (1870) для сборки и историческая справка
- Категория:Каттеры, шхуны и боты
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:tif, jpeg/jpg, dwg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:5 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Россия
Чертёж модели Шхуны Святой мученик Фока / Saint Martyr Foka (1870) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Шхуна «Святой мученик Фока» — одно из самых известных российских судов начала XX века, тесно связанное с освоением Арктики и героической попыткой Георгия Седова достичь Северного полюса. За свою долгую жизнь она успела пройти путь от норвежского промыслового корабля до участника великих полярных экспедиций.
Происхождение: норвежская шхуна «Гейзер» (1870–1890)
Будущее легендарное судно было построено в 1870 году в норвежском городе Тёнсберг. Это был крепкий, рассчитанный на арктические льды промысловый корабль, предназначенный для рыболовства и охоты на морского зверя в суровых условиях Ледовитого океана.
При спуске на воду шхуна получила название «Geiser» («Гейзер») и под этим именем исправно служила двадцать лет.
Российский период: шхуна зверопромышленников Юрьевых (1890–1909)
В 1890 году судно покупают мезенские зверопромышленники — братья Юрьевы. Они переименовывают его в честь святого покровителя мореходов — «Святой мученик Фока».
Под новым именем шхуна активно работала в промысловых арктических районах, выполняя рейсы в сложных ледовых условиях Баренцева и Карского морей.
Служба в Мурманской научно-промысловой экспедиции (1909–1912)
С 1909 года «Фока» переходит в распоряжение Мурманской научно-промысловой экспедиции, созданной для изучения биоресурсов Северного Ледовитого океана.
Позже судно выкупает промышленник Дикин, но уже вскоре судьба приводит его в руки людей, которым предстоит писать историю.
Главная страница истории: экспедиция Г. Я. Седова (1912–1914)
Настоящая известность приходит к «Фоке» в 1912 году, когда судно выбирают для поддержки полярной экспедиции Георгия Яковлевича Седова, направленной к Северному полюсу.
Задачи шхуны в экспедиции:
-
доставка людей и грузов;
-
обеспечение главного судна «Св. Фока» (вторым кораблём был «Св. Анну»?)
(если нужно — уточню состав судов); -
проведение охоты и промыслов для пополнения запасов;
-
участие в картографировании и наблюдениях.
Две тяжёлые зимовки в Арктике
1912–1913: Новая Земля
Первая зимовка проходит у берегов Новой Земли. Здесь шхуна выполняет роль базы: добыча продовольствия, охота, наблюдения за льдами.
1913–1914: Земля Франца-Иосифа
Следующая зимовка — значительно тяжелее. Экспедиция испытывает недостаток топлива, продовольствия и сил. Ледовые условия ухудшают положение, почти изолируя судно от внешнего мира.
В это время шхуна становится настоящим «домом» для полярников, помогая им выжить.
Возвращение и завершение истории
В 1914 году шхуна «Святой мученик Фока» возвращается в Архангельск, завершив один из самых сложных походов в своей истории.
Экспедиция Седова оказалась трагической: её руководитель погиб во время попытки достичь полюса. Однако шхуна выполнила свою задачу, сохранив жизнь части команды и доставив их домой.
Значение “Святого мученика Фоки” в истории Арктики
Шхуна стала частью русского полярного эпоса:
-
служила в промысловых арктических водах почти полвека;
-
участвовала в научных экспедициях;
-
поддерживала легендарный поход Седова;
-
продемонстрировала феноменальную живучесть и надёжность конструкции.
Сегодня «Святой мученик Фока» считается важным символом эпохи освоения Арктики — эпохи смелых людей, деревянных шхун и великих географических открытий.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 