Чертёж модели Галеона Меркурий / galleon Merkur (XVI) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Галеона Меркурий / galleon Merkur (XVI) для сборки и историческая справка
- Категория:Галеоны и флейты
- Период / век:1500 - 1600 год
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:7,4 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Россия
Чертёж модели Галеона Меркурий / galleon Merkur (XVI) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Будущий легендарный бриг «Меркурий» появился на свет в Севастополе 28 января (9 февраля) 1819 года. Его строителем стал опытный корабельный мастер, полковник И. Я. Осминин. Задача для него ставилась особая: создать корабль, способный эффективно нести дозорную службу у побережья Кавказа, где глубины часто малы, а штормы непредсказуемы.
Материалом для корпуса служил прочный крымский дуб, а среди конструктивных особенностей выделялись:
-
мелкая осадка, позволяющая подходить к берегу ближе других судов;
-
оскудевшая глубина трюма, ставшая следствием этой особенности;
-
наличие вёсел — редкость для бригов, но важное дополнение для манёвра в штилях.
Спущенный на воду 7 (19) мая 1820 года, «Меркурий» не отличался выдающейся скоростью, но славился прочностью и мореходностью на высоких волнах.
Черноморская служба и начало войны
К началу русско-турецкой войны 1828–1829 годов «Меркурий» уже был испытанным дозорным кораблём. Командовал им 28-летний капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский — один из самых перспективных офицеров Черноморского флота.
В мае 1829 года бриг вошёл в состав небольшого отряда, куда также входили:
-
44-пушечный фрегат «Штандарт»,
-
20-пушечный бриг «Орфей».
Отряду поручили крейсировать у выхода из пролива Босфор и отслеживать действия турецкой эскадры.
Начало преследования
14 (26) мая 1829 года русские корабли обнаружили турецкие силы — 14 боевых судов. После разведки «Штандарт» и «Орфей» взяли курс назад, а «Меркурий», будучи самым тихоходным, не успел присоединиться к манёвру и оказался один на один с двумя лучшими турецкими кораблями:
-
110-пушечным линейным кораблём «Селимие»,
-
74-пушечным линейным кораблём «Реал-бей».
Против брига двигались 184 орудия, включая тяжёлую артиллерию крупного калибра.
Решение о бою
Понимая неизбежность столкновения, Казарский собрал офицерский совет. Первым высказался штурманский поручик И. П. Прокофьев, который заявил, что русский корабль не должен достаться врагу ни при каких обстоятельствах. Решение было принято единодушно: биться до последней крайности и, если корабль окажется небоеспособен, — подорвать крюйткамеру.
Команде объявили приказ: флаг не спускать ни при каких условиях.
Бой против гигантов
Манёвр и первые попадания
Используя вёсла и искусственное маневрирование, «Меркурий» до последнего не давал противнику развернуть борта. Однако линейные корабли настигли его и начали расстреливать продольным огнём.
Слабые стороны великанов
Зная, что единственный шанс — вывести противника из строя, русские канониры били не по корпусу, а по рангоуту. В результате:
-
меткие ядра перебили ватер-штаг и брам-стеньгу «Селимие», нарушив гротовое вооружение;
-
попадания в фор-марса-рей «Реал-бея» обрушили его нок и лишили корабль хода.
Без возможности продолжать преследование оба турецких корабля легли в дрейф и вынуждены были прекратить бой.
После боя
Когда «Меркурий» прибыл к Сизополю, он представлял собой корабль, прошедший настоящую бурю железа:
-
22 пробоины в корпусе,
-
133 разрыва в парусах,
-
16 повреждений рангоута,
-
148 повреждений такелажа,
-
4 погибших и 6 раненых моряков,
-
полностью уничтоженные шлюпки.
Тем не менее бриг сохранил строй, не спустил флаг и сумел уйти от заведомо более сильного противника.
Оценка подвига
Русское командование встретило «Меркурий» как живую легенду. Но особенную значимость имели слова врага — один из офицеров «Реал-бея» заявил:
«Этот подвиг затмевает все деяния древности. Имена Казарского и “Меркурия” достойны быть вписаны золотыми буквами».
Команда была награждена:
-
офицерскими орденами (Казарский — Георгий IV степени, звание флигель-адъютанта),
-
пожизненной двойной пенсией,
-
Георгиевским флагом для брига — одной из высших морских наград.
Служба до конца и память
«Меркурий» продолжал службу до 1857 года, после чего был разобран из-за ветхости. Но имя корабля жили:
-
корвет «Память Меркурия» (1865),
-
крейсеры «Память Меркурия» (1883, 1907),
-
бриг «Казарский» и минный крейсер с тем же названием.
В 1834 году в Севастополе был воздвигнут памятник Казарскому — «Потомству в пример».
Технические характеристики
| Параметр | Значение |
|---|---|
| Тип корабля | 20-пушечный бриг |
| Длина по палубе | 30,9 м |
| Длина по ватерлинии | 23,6 м |
| Ширина с обшивкой | 9,7 м |
| Осадка (форштевень/ахтерштевень) | 2,74 / 3,96 м |
| Глубина интрюма | 2,94 м |
| Водоизмещение | 390 т |
| Экипаж | 110 человек |
Вооружение
-
18 каронад по 24 фунта,
-
2 длинные пушки по 36 фунтов.
Значение в истории
Бриг «Меркурий» стал символом беспримерной стойкости русского флота. Его бой 14 мая 1829 года — один из самых ярких эпизодов парусной эпохи, пример того, как мастерство, дисциплина и отвага могут преодолеть почти полное превосходство противника.
Это не просто корабль — это славная страница морской истории, воплощение мужества и готовности идти до конца ради флага и Родины.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 