Чертёж модели Vietnam Dzonka / Вьетнамская джонка (XI–XV) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Vietnam Dzonka / Вьетнамская джонка (XI–XV) для сборки и историческая справка
- Категория:Джонки и Дракары
- Период / век:До 1500 года
- Формат:tif
- Масштаб модели:1:?
- Размер:5,2 Мб.
- Сложность:Легко
- Страна:Не входит
Чертёж модели Vietnam Dzonka / Вьетнамская джонка (XI–XV) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Вьетнамская джонка (Dzonka, или thuyền buồm Việt) — один из наиболее характерных типов парусных судов Юго-Восточной Азии периода раннего и развитого средневековья. С XI по XV век этот корабль стал символом морской активности государства Дайвьет (Вьетнама), сыграл роль в торговле, обороне прибрежных земель и даже в морских экспедициях к соседним регионам.
Исторический контекст
В XI–XV вв. Вьетнам находился под сильным влиянием Китая, но при этом развивал собственную морскую культуру. Укрепление династий Ли (1009–1225), затем Чан (1225–1400) сопровождалось:
-
расширением торговых путей вдоль побережья ЮВА,
-
активной морской торговлей с Китаем, Чампой, Сиамом и островами Индонезии,
-
развитием ремесленных центров, строящих каботажные и морские суда.
Джонки стали основой вьетнамского флота: легкие, маневренные, приспособленные к прибрежным мелководьям, но достаточно прочные для дальних переходов по Южно-Китайскому морю.
Особенно велика их роль в период династии Чан, когда стране приходилось защищаться от монгольских вторжений (XIII век). В то время прибрежные флотилии из десятков джонок активно использовались для внезапных ударов и тактики «бей и уходи».
Конструкция и особенности вьетнамских джонок
Хотя вьетнамские джонки имеют схожие черты с китайскими и чамскими судами, у них есть уникальные архитектурные особенности.
Корпус
-
Строился из местных пород дерева: тика, камбара, железного дерева.
-
Обводы корпуса — умеренно широкие и слегка вытянутые, что давало устойчивость.
-
Низкая осадка позволяла заходить в устья рек и маневрировать среди мелководий.
Форма днища — чаще пологая, с мягким килевым переходом, что делало судно быстрым, но не слишком глубоким.
Палуба и надстройки
-
Как правило, одна открытая палуба.
-
В средней части располагалась небольшая рубка или грузовая надстройка.
-
На крупных джонках могла быть крытая каюта-«кормовая хижина».
Парусное вооружение
Вьетнамская джонка обычно несла 1–2 прямоугольных или ромбовидных паруса на легких мачтах.
Особенности парусов:
-
изготовлены из бамбуковых планок и плотной ткани/циновок,
-
гибкая конструкция давала возможность менять конфигурацию под ветер,
-
судно показывало высокую скорость при боковом и попутном ветре.
Управление и рули
На корме — одно большое подвесное рулевое весло или массивный руль с длинной рукояткой. Это обеспечивало отличный контроль на волне и быстрые развороты, что было важно в боевых столкновениях.
Назначение и использование
1. Торговля
Джонки экспортировали:
-
рис,
-
соль,
-
керамику,
-
дерево и изделия ремесленников.
Из соседних стран доставляли специи, ткани, металлы и редкие товары.
Суда легко проходили вдоль побережья Индокитая и даже совершали переходы к Гуанчжоу, Малаккскому проливу и островам Борнео.
2. Военное применение
В XIII–XV вв. вьетнамские джонки активно использовались в борьбе с пиратами и иностранными вторжениями.
Флот Чан, например, строил:
-
легкие быстроходные джонки для ударных групп,
-
более крупные — для транспортировки войск и снабжения.
На борту могли размещаться стрелки, копейщики, а иногда — легкие метательные машины.
3. Рыболовство и внутренние перевозки
Меньшие варианты джонок были рабочими «лошадками» прибрежных районов: перевозили людей, улов, строительные материалы и сельхозпродукцию.
Сравнение с китайскими и чамскими джонками
Хотя название «джонка» общее, вьетнамский вариант имеет отличия:
| Особенность | Китайская джонка | Чамская джонка | Вьетнамская джонка |
|---|---|---|---|
| Осадка | более глубокая | мелкая | мелкая |
| Паруса | тяжелые, многосекционные | наклонные, треугольные | легкие, прямоугольные |
| Назначение | дальние voyages | каботаж, рыболовство | универсальное: торговля, флот |
| Маневренность | средняя | высокая | очень высокая |
Вьетнамские мастера сочетали китайскую устойчивость и чамскую легкость конструкции.
Джонки в XV веке и влияния эпохи Ле
К XV столетию, при династии Ле, кораблестроение стало более организованным. Появились верфи в Тханглонге и городах центрального побережья. Джонки стали крупнее, их начали использовать в дипломатических миссиях и официальных плаваниях.
В этот период усиливается влияние китайских технологий, но традиционные элементы, такие как легкие паруса и подвесные рули, сохраняются.
Заключение
Вьетнамская джонка XI–XV вв. — это одновременно символ морской культуры Дайвьета и практичный корабль для торговли, обороны и каждодневной жизни. Она объединила в себе:
-
устойчивость корпуса,
-
маневренность,
-
простоту управления,
-
способность к дальним плаваниям.
Благодаря этим качествам джонки на протяжении нескольких веков служили основой флота Вьетнама и сыграли важную роль в развитии региональной торговли и морской истории Юго-Восточной Азии.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 