Корабль на столе

Чертёж модели Vietnam Dzonka / Вьетнамская джонка (XI–XV) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 80 | Джонки и Дракары
02
авг
Чертёж модели Vietnam Dzonka / Вьетнамская джонка (XI–XV) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Vietnam Dzonka / Вьетнамская джонка (XI–XV) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Джонки и Дракары
  • Период / век:
    До 1500 года
  • Формат:
    tif
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    5,2 Мб.
  • Сложность:
    Легко
  • Страна:
    Не входит

Чертёж модели Vietnam Dzonka / Вьетнамская джонка (XI–XV) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Вьетнамская джонка (Dzonka, или thuyền buồm Việt) — один из наиболее характерных типов парусных судов Юго-Восточной Азии периода раннего и развитого средневековья. С XI по XV век этот корабль стал символом морской активности государства Дайвьет (Вьетнама), сыграл роль в торговле, обороне прибрежных земель и даже в морских экспедициях к соседним регионам.

Исторический контекст

В XI–XV вв. Вьетнам находился под сильным влиянием Китая, но при этом развивал собственную морскую культуру. Укрепление династий Ли (1009–1225), затем Чан (1225–1400) сопровождалось:

  • расширением торговых путей вдоль побережья ЮВА,

  • активной морской торговлей с Китаем, Чампой, Сиамом и островами Индонезии,

  • развитием ремесленных центров, строящих каботажные и морские суда.

Джонки стали основой вьетнамского флота: легкие, маневренные, приспособленные к прибрежным мелководьям, но достаточно прочные для дальних переходов по Южно-Китайскому морю.

Особенно велика их роль в период династии Чан, когда стране приходилось защищаться от монгольских вторжений (XIII век). В то время прибрежные флотилии из десятков джонок активно использовались для внезапных ударов и тактики «бей и уходи».


Конструкция и особенности вьетнамских джонок

Хотя вьетнамские джонки имеют схожие черты с китайскими и чамскими судами, у них есть уникальные архитектурные особенности.

Корпус

  • Строился из местных пород дерева: тика, камбара, железного дерева.

  • Обводы корпуса — умеренно широкие и слегка вытянутые, что давало устойчивость.

  • Низкая осадка позволяла заходить в устья рек и маневрировать среди мелководий.

Форма днища — чаще пологая, с мягким килевым переходом, что делало судно быстрым, но не слишком глубоким.

Палуба и надстройки

  • Как правило, одна открытая палуба.

  • В средней части располагалась небольшая рубка или грузовая надстройка.

  • На крупных джонках могла быть крытая каюта-«кормовая хижина».

Парусное вооружение

Вьетнамская джонка обычно несла 1–2 прямоугольных или ромбовидных паруса на легких мачтах.

Особенности парусов:

  • изготовлены из бамбуковых планок и плотной ткани/циновок,

  • гибкая конструкция давала возможность менять конфигурацию под ветер,

  • судно показывало высокую скорость при боковом и попутном ветре.

Управление и рули

На корме — одно большое подвесное рулевое весло или массивный руль с длинной рукояткой. Это обеспечивало отличный контроль на волне и быстрые развороты, что было важно в боевых столкновениях.


Назначение и использование

1. Торговля

Джонки экспортировали:

  • рис,

  • соль,

  • керамику,

  • дерево и изделия ремесленников.

Из соседних стран доставляли специи, ткани, металлы и редкие товары.

Суда легко проходили вдоль побережья Индокитая и даже совершали переходы к Гуанчжоу, Малаккскому проливу и островам Борнео.

2. Военное применение

В XIII–XV вв. вьетнамские джонки активно использовались в борьбе с пиратами и иностранными вторжениями.

Флот Чан, например, строил:

  • легкие быстроходные джонки для ударных групп,

  • более крупные — для транспортировки войск и снабжения.

На борту могли размещаться стрелки, копейщики, а иногда — легкие метательные машины.

3. Рыболовство и внутренние перевозки

Меньшие варианты джонок были рабочими «лошадками» прибрежных районов: перевозили людей, улов, строительные материалы и сельхозпродукцию.


Сравнение с китайскими и чамскими джонками

Хотя название «джонка» общее, вьетнамский вариант имеет отличия:

Особенность Китайская джонка Чамская джонка Вьетнамская джонка
Осадка более глубокая мелкая мелкая
Паруса тяжелые, многосекционные наклонные, треугольные легкие, прямоугольные
Назначение дальние voyages каботаж, рыболовство универсальное: торговля, флот
Маневренность средняя высокая очень высокая

Вьетнамские мастера сочетали китайскую устойчивость и чамскую легкость конструкции.


Джонки в XV веке и влияния эпохи Ле

К XV столетию, при династии Ле, кораблестроение стало более организованным. Появились верфи в Тханглонге и городах центрального побережья. Джонки стали крупнее, их начали использовать в дипломатических миссиях и официальных плаваниях.

В этот период усиливается влияние китайских технологий, но традиционные элементы, такие как легкие паруса и подвесные рули, сохраняются.


Заключение

Вьетнамская джонка XI–XV вв. — это одновременно символ морской культуры Дайвьета и практичный корабль для торговли, обороны и каждодневной жизни. Она объединила в себе:

  • устойчивость корпуса,

  • маневренность,

  • простоту управления,

  • способность к дальним плаваниям.

Благодаря этим качествам джонки на протяжении нескольких веков служили основой флота Вьетнама и сыграли важную роль в развитии региональной торговли и морской истории Юго-Восточной Азии.

 
Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*