Чертёж модели Шлюпа Мирный / sloop Mirny (1819) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Шлюпа Мирный / sloop Mirny (1819) для сборки и историческая справка
- Категория:Фрегаты, шлюпы и корветы
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:gif
- Масштаб модели:1:?
- Размер:0,80 Мб.
- Сложность:Сложно
- Страна:Россия
Чертёж модели Шлюпа Мирный / sloop Mirny (1819) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Шлюп «Мирный» — один из самых знаменитых кораблей в истории российского флота. Он участвовал в первой русской антарктической кругосветной экспедиции под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в 1819–1821 годах, которая привела к открытию Антарктиды. «Мирный» стал надежным спутником флагманского шлюпа «Восток» и доказал исключительные мореходные, прочностные и ледовые качества, необходимые для плавания в высоких южных широтах.
Создание и переоборудование
Будущий «Мирный» был заложен в 1818 году на Олонецкой верфи в Лодейном Поле, близ Санкт-Петербурга, как вспомогательное судно для внутренних вод под названием «Ладога». Однако из-за стремления ускорить подготовку антарктической экспедиции было принято решение вместо строительства нового корабля переоборудовать уже готовящееся судно.
После включения в состав военно-морского флота «Ладога» получила новое имя — «Мирный», и под руководством назначенного командира Михаила Петровича Лазарева началась масштабная перестройка корпуса и оснащения.
Переоборудование под ледовые условия
Лазарев лично контролировал каждый этап подготовки. Чтобы приспособить корабль к плаванию среди льдов, были проведены следующие работы:
-
Удлинена кормовая часть с помощью наделки штульцев.
-
На форштевень установлен княвдигед для усиления носовой части — критически важной при столкновениях с льдинами.
-
Корпус обшили дюймовыми досками и закрепили медными гвоздями.
-
Подводную часть покрыли медными листами, чтобы предотвратить обрастание.
-
Внутри корпуса добавлены дополнительные силовые крепления, рассчитанные на давление льдов.
-
Сосновый руль заменён на более прочный дубовый.
-
Полностью обновлён стоячий такелаж — низкокачественные пеньковые снасти заменили флотскими, значительно более надёжными.
Эти меры превратили обычное речное судно в прочный экспедиционный корабль, готовый к самым суровым условиям Южного океана.
Конструкция и вооружение
«Мирный» представлял собой трёхмачтовый двухпалубный шлюп, вооружённый 20 пушками:
-
6 × 12-фунтовых (калибр 120 мм)
-
14 × 3-фунтовых (калибр 76 мм)
Этого было достаточно для самообороны, хотя основная задача шлюпа была исследовательской и вспомогательной.
Размеры корабля
(по чертежу № 21 из Центрального государственного архива ВМФ)
-
Длина: 120 футов (36,6 м)
-
Ширина: 30 футов (9,15 м)
-
Осадка: 15 футов (4,6 м)
После перестройки размеры и водоизмещение немного увеличились.
Экипаж
На борту находилось 72 человека — офицеры, матросы, плотники, штурманы, артиллеристы и другие специалисты, обеспечивавшие бесперебойную работу экспедиционного корабля.
Участие в антарктической экспедиции
27 июля 1819 года «Мирный» вместе со «Востоком» вышел из Кронштадта и отправился в первое русское плавание к берегам Южного материка.
В ходе экспедиции корабли:
-
совершили кругосветное плавание,
-
трижды подходили к берегам неизведимого материка,
-
впервые в мире зафиксировали существование Антарктиды (январь 1820 года),
-
открыли множество островов, проливов и географических объектов.
Шлюп «Мирный» неоднократно доказывал свою надежность: его усиленный корпус выдерживал давление паковых льдов и удары льдин, а мореходные качества позволяли уверенно маневрировать в суровых условиях.
Значение корабля
«Мирный» навсегда вошёл в историю как один из двух кораблей, на которых Россия впервые достигла берегов Антарктиды. Он стал символом:
-
смелости и выносливости русских моряков,
-
превосходной инженерной школы,
-
триумфа российской морской науки начала XIX века.
В честь корабля названы географические объекты в Антарктиде, включая станцию «Мирный».
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 