Чертёж модели Колесного парохода Savannah / Саванна (1818) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Колесного парохода Savannah / Саванна (1818) для сборки и историческая справка
- Категория:Пароход с бортовыми колёсами, Парусно-паровой корабль
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:1,5 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:США
Чертёж модели Колесного парохода Savannah / Саванна (1818) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Паро-парусный колесный пакетбот «Саванна» (англ. Savannah) занимает особое место в истории мирового судоходства. Это был смелый эксперимент начала XIX века, доказавший, что океаны можно пересекать не только под парусами, но и с помощью механической тяги. Судно построили в США, и оно стало первой в мире попыткой объединить традиционное парусное вооружение и паровую силовую установку для дальнего морского плавания.
Общие сведения
-
Класс судна: парусно-паровой колесный пакетбот
-
Страна: США
-
Владельцы: Scarborough & Isaacs (Саванна, штат Джорджия)
-
Верфь: Fickett & Crocker, Нью-Йорк
-
Спуск на воду: 22 августа 1818
-
Ввод в эксплуатацию: 28 марта 1819
-
Гибель: 5 ноября 1821, Лонг-Айленд, Нью-Йорк
Размерения и основные параметры
-
Водоизмещение: около 320–380 тонн
-
Длина по палубе: 98 футов (29,8 м)
-
Ширина корпуса: 25 футов (7,62 м)
-
Максимальная осадка: 14 футов (4,27 м)
Силовая установка и ходовые качества
«Саванна» сочетала черты классического трёхмачтового корабля и раннего парохода:
-
Парусное вооружение: полноразмерный трёхмачтовый корабль
-
Машина: одноцилиндровая паровая установка низкого давления мощностью 30–72 л. с. (по разным данным до 90 л. с.)
-
Движитель: два боковых гребных колеса
-
Скорость под машиной: около 6 узлов
Особенностью судна стали складывающиеся гребные колёса — их можно было поднимать к борту, чтобы защитить в шторм и не мешать ходу под парусами. Конструкция была передовой для своего времени и не имела аналогов.
Запас топлива включал уголь и большие запасы дров, которых хватало лишь на несколько десятков часов непрерывной работы.
История создания
Строительство корабля началось в 1818 году как обычного парусного судна. Однако капитан Мозес Роджерс, опытный моряк и энтузиаст механической тяги, убедил владельцев оснастить судно паровой машиной. Это было дорого, рискованно и считалось почти авантюрой — многие современники сомневались, что такой гибрид сможет пересечь океан.
Для размещения двигателя грот-мачту пришлось отодвинуть назад, что сделало силуэт судна необычным. Машину изготовили в Нью-Йорке, а гребные колёса — в Нью-Джерси. Стоимость проекта достигла внушительных по тем временам 50 тысяч долларов.
На борту обустроили комфортабельные салоны и отдельные каюты для 32 пассажиров — уровень сервиса значительно превосходил типичные американские суда начала XIX века.
22 августа 1818 года «Саванна» была спущена на воду и стала первым судном такого типа в мире.
Трансатлантическое путешествие 1819 года
28 марта 1819 года «Саванна» отправилась в своё первое плавание.
Главное событие произошло 24 мая 1819 года, когда корабль покинул Саванну и взял курс на Ливерпуль. Переход занял 29,5 суток, и корабль вошёл в историю как первый пароход, пересёкший Атлантический океан.
Важно отметить, что паровую машину включали лишь в прибрежных районах — всего около 80–85 часов за весь путь. Уголь был слишком дорог, и капитан использовал двигатель только тогда, когда это давало реальное преимущество.
После посещения Ливерпуля судно отправилось в Стокгольм и Санкт-Петербург, где вызвало огромный интерес у публики и морских специалистов. Но, несмотря на восторженные отзывы, продать судно в Европе владельцам так и не удалось.
Возвращаясь в Америку, «Саванна» шла исключительно под парусами — запас топлива решили не пополнять.
Судьба корабля
После возвращения в США паровую машину демонтировали, и судно продолжило работать как обычный парусный торговый корабль на линии Нью-Йорк — Саванна.
5 ноября 1821 года корабль попал в шторм у Лонг-Айленда, сел на мель и был разбит волнами. Его восстановить не удалось.
Интересно, что после гибели «Саванны» Соединённые Штаты почти три десятилетия не строили океанских пароходов — настолько экспериментальным и преждевременным оказался проект.
Значение «Саванны» в истории
Несмотря на короткую службу и сомнительную коммерческую эффективность, «Саванна» стала символом начала новой эпохи. Она доказала, что паровая машина может работать в океанских условиях, а инженерные идеи капитана Роджерса открыли дорогу всем последующим трансатлантическим лайнерам XIX века.
«Саванна» — это первый шаг человечества от парусов к механической тяге в дальнем плавании.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 