Чертёж модели Клипера Cutty Sark (1869) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Клипера Cutty Sark (1869) для сборки и историческая справка
- Категория:Бриги, бригантины и клиперы
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:tif, jpeg/jpg, djvu
- Масштаб модели:1:?
- Размер:111,9 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Великобритания
Чертёж модели Клипера Cutty Sark (1869) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Моряки издавна славятся особой щепетильностью к приметам. Они избегают выходить в море по пятницам, опасаются числа «13», а уж название с «чёртовщиной» и вовсе может вызвать бурю негодования. Узнав, что новый клипер хотят назвать именем ведьмы из шотландских легенд — Нэн Короткая Рубашка (Cutty Sark), — многие сплюнули через плечо, перекрестились и пророчили судну скорую гибель. Однако судьба распорядилась иначе: корабль не только одолел всех своих ровесников, но и стал одной из самых известных парусных легенд мира.
Сегодня «Катти Сарк» — музей в Гринвиче, национальная гордость Британии и символ последней эры больших парусов. И хотя рекордов за ним почти не числится, одна заслуга бесспорна: это был настоящий корабль-трудяга, который сумел пережить эпоху пара, ураганы и забвение, чтобы однажды обрести вторую жизнь.
Рождение клипера и первые гонки
«Cutty Sark» построили в 1869 году на верфях Скотта и Линтона по заказу судовладельца Джона Уиллиса. Он и придумал назвать корабль в честь ведьмы — словно желая бросить вызов морским суевериям.
За год до этого с шотландских стапелей сошли «Фермопилы» — новый феномен среди чайных клиперов. Корабль поразил моряков скоростью и маневренностью, и его слава молниеносно разошлась по всем морям. Когда тем же курсом в первый рейс отправился «Катти Сарк», стало очевидно, что у «Фермопил» появился достойный соперник.
Первое соперничество произошло на пути в Китай: два клипера пришли в Шанхай почти одновременно, вопреки усилиям избежать встречи. Так началось 25-летнее противостояние двух титанов чайного флота.
Чайные трассы угасают. Новая арена — «ревущие сороковые»
Вскоре чайная торговля переместилась с Китая на Цейлон, и содержать быстрые, но дорогие клиперы стало невыгодно. «Катти Сарк» вместе с «Фермопилами» перевели на австралийские рейсы, где корабли полностью раскрыли свой потенциал.
Путь к Австралии проходил через «rev roaring forties» — широты постоянных штормов, гигантских волн и суровых ветров. Здесь клипер проявил себя потрясающим образом. Он неделями шёл под попутным ветром со скоростью до 17 узлов, покрывая свыше 360 миль в сутки — выдающийся показатель для парусника.
Переход Лондон–Сидней за 67 дней в 1885 году стал одной из лучших его гонок.
Битва пара и парусов
Но на горизонте уже вставала новая сила — пароходы. Быстрые, надёжные и всё менее зависящие от погоды. Даже на длинных австралийских маршрутах преимущество постепенно переходило к ним. Однако в 1889 году «Катти Сарк» сумела прославиться ещё раз — и как!
Почтовый пароход «Британия», шедший 14 узлами, ушёл вперёд, когда клипер оказался в бейдевинде. Но спустя трое суток, при попутном ветре, белоснежный силуэт догнал и обошёл пароход, заставив его увеличивать ход до предела.
«Катти Сарк» вошла в Сидней на четыре часа раньше, доказав, что искусство парусного хода ещё не исчерпало себя.
Удары судьбы: шторм, потеря рангоута и превращение в баркентину
XX век оказался куда суровее. В 1916 году в Бискайском заливе клипер попал в ураган такой силы, что ленивый и необученный экипаж едва не обрёк судно на гибель. Решающим стало смещение груза угля и поздно срубленные мачты — единственный способ спасти корабль от перевёртывания.
«Cutty Sark» выжил, но восстановить исторический рангоут оказалось слишком дорого. В итоге клипер переделали в баркентину: прямые паруса оставили лишь на фок-мачте. Скорость упала, былой славы не осталось — и корабль стал обычным рабочим судном на мелких средиземноморских фрахтах.
Последний шторм и спасение от забвения
В 1922 году очередная буря едва не поставила точку в судьбе корабля: проржавевшие балки палубы дали трещины, и клипер с трудом добрался до Фальмута. Но именно там произошло чудо.
Капитан Доумэн, отслуживший на «Катти Сарк» много лет, выкупил судно на собственные сбережения, мечтая вернуть ему прежний облик. Несмотря на возраст, он начал огромную работу по восстановлению рангоута. После его смерти дело подхватили моряки со всей Британии. Каждый приносил хоть что-то: от бухты троса до нескольких блоков. Люди работали бесплатно, руководствуясь чувством национальной чести.
К середине XX века вокруг корабля развернулось масштабное движение по его спасению. При поддержке герцога Эдинбургского была создана Ассоциация сохранения «Cutty Sark», собравшая более 300 000 фунтов. На основе исторических чертежей и картины 1872 года воссоздали рангоут и парусность.
В 1957 году клипер торжественно открылся как музей.
Корабль, который не умер
Сегодня Cutty Sark — одно из самых узнаваемых судов мира. Его корпус обшит бронзированными листами Мюнца, мачты поднимаются почти на 50 метров, а палубы восстановлены до состояния 1870-х годов. Он стал учебной платформой для кадетов и памятником последнему золотому веку парусных кораблей.
Иронично, но «корабль-ведьма», которому пророчили гибель в первый же год, оказался настоящим долгожителем. Он пережил штормы, потерю мачт, смену эпох, войны, десятки владельцев и всё же сохранился — будто действительно был «рождён в рубашке». Пусть даже короткой, но удивительно счастливой.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 