Чертёж модели Барк HMS Endeavour / Индевор (1764) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Барк HMS Endeavour / Индевор (1764) для сборки и историческая справка
- Категория:Бриги, бригантины и клиперы
- Период / век:1700 - 1800 год
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:9,9 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Великобритания
Чертёж модели Барк HMS Endeavour / Индевор (1764) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
В XVIII столетии человечество сделало ряд решающих шагов в освоении мирового океана. Одним из крупнейших морских первопроходцев эпохи Просвещения стал Джеймс Кук, человек, который не только нарисовал новую карту Тихого океана, но и впервые приблизил географию к точной науке. Его путь начался в 1768 году, когда Британское адмиралтейство отправило экспедицию для наблюдения редкого астрономического явления — прохождения Венеры по солнечному диску. Для этого путешествия был выбран крепкий, но непритязательный на вид угольщик — барк «Эндевор», способный вынести тяжёлое океанское волнение и перевозить большие запасы.
От угольщика к кораблю исследователей
«Эндевор» был построен в 1762 году под именем «Earl of Pembroke», и лишь перед экспедицией был переоборудован и включён в состав флота Его Величества. Суда такого типа отличались массивным корпусом, широкой палубой и высокой грузоподъёмностью — идеальными качествами для длительных экспедиций, требовавших больших запасов воды, провизии и научного оборудования.
Парусное вооружение барка включало:
-
две стеньги на фок- и грот-мачтах,
-
прямые паруса наверху,
-
контрбизань и крюйсель на бизань-мачте,
-
блинд и бом-блинд на бушприте.
При попутном ветре корабль развивал скорость до 8 узлов — показатель скромный для военного флота, но достаточный для научного плавания.
Плавание 1768–1771 гг.: Венера, Таити и открытие Австралии
В августе 1768 года «Эндевор» под командованием капитана Джеймса Кука вышел из Плимута. На борту находились моряки, матросы, а также группа учёных во главе с Джозефом Банксом, одним из самых известных натуралистов своего времени.
Таити — первая научная стоянка
После тяжёлого прохода вокруг мыса Горн корабль достиг Таити. Здесь, в условиях невыносимой тропической жары, английские учёные успешно провели наблюдения прохождения Венеры, заложив фундамент для уточнения размера Солнечной системы.
Плавание к Новой Зеландии
Покинув Таити, Кук обследовал острова Товарищества, а затем направился к Новой Зеландии, которую европейцы до этого представляли частью огромного Южного материка. Трёхмесячные исследования подтвердили: Новая Зеландия — два отдельных острова, окружённых более чем 3800 км сложнейшей береговой линии, которую Кук тщательно нанёс на карту.
Открытие восточного побережья Австралии
19 апреля 1770 года «Эндевор» впервые подошёл к восточному берегу Австралии. Корабль двигался вдоль берега на север, делая регулярные замеры и описывая новый для Европы континент. 28 апреля экспедиция стала на якорь в бухте, названной Ботани-Бэй — в честь богатейшей флоры, собранной Банксом.
Авария на рифах и чудесное спасение
В ночь на 10 июня корабль наскочил на коралловый риф возле мыса Грефтон. Пробоина угрожала гибелью, но мастерство команды и находчивость мичмана Монкхауза — который предложил заткнуть дыру парусиной, пропитанной овечьим салом, — спасли экспедицию. После временного ремонта у берегов Австралии «Эндевор» дошёл до Новой Гвинеи, а затем и до Англии, куда вернулся в июле 1771 года.
Победа над цингой: Кук как реформатор морской медицины
Одна из важнейших заслуг Кука — применение особой диеты: свежие травы, солодовое сусло, капуста, сельдерей, квашеные овощи, концентрированные супы. Благодаря этому ни один человек на борту не умер от цинги — уникальный результат для XVIII века. Кук заложил основы корабельной профилактической медицины, спасшей впоследствии тысячи жизней.
Вторая экспедиция (1772–1775): поиск Южного материка
В 1772 году Кук снова отправился в путь — на этот раз на кораблях «Резолюшен» и «Адвенчюр». Экспедиция первой в истории пересекла Южный полярный круг и доказала отсутствие гипотетического материка — Terra Australis Incognita. Кук описал Новые Гебриды, Новую Каледонию, прошёл огромный путь длиной 84 000 км и стал капитаном 1-го ранга, а также членом Королевского географического общества.
Последнее путешествие и гибель Кука
Третья экспедиция (1776–1779 гг.) ставила целью найти Северо-Западный проход. Путь лежал через Тасманию, Новую Зеландию, острова Тонга и Гавайи, которые Кук назвал Сандвичевыми. Он достиг побережья Аляски, пересёк Берингов пролив, но льды вынудили его повернуть назад.
На Гавайях отношения с местными жителями осложнились: серия краж, конфликты, а затем гибель местного вождя породили международный инцидент. Во время стычки у берега Кук был убит. Позже гавайцы вернули англичанам его кости; экспедиция отдала последние почести командиру, погрузив его останки в океан.
Судьба «Эндевора» и его возрождение
История «Эндевора» после возвращения в Англию окутана туманом. По одной версии, его продали торговцу, и корабль под именем «Либерти» использовали как китобойное судно в Америке. По другой — он тихо закончіл службу на Темзе.
Однако в конце XX века барк получил вторую жизнь. Австралийский моряк и кораблестроитель Джон Лонгли в 1990-е годы построил точную копию корабля Кука. В 1993 году новый «Endeavour» был спущен на воду и совершил плавание вдоль берегов Австралии и Новой Зеландии — регионов, где началась европейская история континента.
Значение «Эндевора» в истории
Экспедиции на борту этого скромного с виду барка изменили карту мира:
-
доказали островной характер Новой Зеландии,
-
нанесли на карту восточную Австралию,
-
разрушили миф о южном материке,
-
расширили знания по ботанике, этнографии и навигации,
-
положили начало борьбе с цингой в британском флоте.
А главное — «Эндевор» стал символом человеческой настойчивости, научного смелого поиска и силы воли капитана Кука, чья судьба превратила обычный угольщик в легенду мировой морской истории.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 