Корабль на столе

Чертёж модели Барк HMS Endeavour / Индевор (1764) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 80 | Бриги, бригантины и клиперы
05
авг
Чертёж модели Барк HMS Endeavour / Индевор (1764) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Барк HMS Endeavour / Индевор (1764) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Бриги, бригантины и клиперы
  • Период / век:
    1700 - 1800 год
  • Формат:
    jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    9,9 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Великобритания

Чертёж модели Барк HMS Endeavour / Индевор (1764) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

В XVIII столетии человечество сделало ряд решающих шагов в освоении мирового океана. Одним из крупнейших морских первопроходцев эпохи Просвещения стал Джеймс Кук, человек, который не только нарисовал новую карту Тихого океана, но и впервые приблизил географию к точной науке. Его путь начался в 1768 году, когда Британское адмиралтейство отправило экспедицию для наблюдения редкого астрономического явления — прохождения Венеры по солнечному диску. Для этого путешествия был выбран крепкий, но непритязательный на вид угольщик — барк «Эндевор», способный вынести тяжёлое океанское волнение и перевозить большие запасы.


От угольщика к кораблю исследователей

«Эндевор» был построен в 1762 году под именем «Earl of Pembroke», и лишь перед экспедицией был переоборудован и включён в состав флота Его Величества. Суда такого типа отличались массивным корпусом, широкой палубой и высокой грузоподъёмностью — идеальными качествами для длительных экспедиций, требовавших больших запасов воды, провизии и научного оборудования.

Парусное вооружение барка включало:

  • две стеньги на фок- и грот-мачтах,

  • прямые паруса наверху,

  • контрбизань и крюйсель на бизань-мачте,

  • блинд и бом-блинд на бушприте.

При попутном ветре корабль развивал скорость до 8 узлов — показатель скромный для военного флота, но достаточный для научного плавания.


Плавание 1768–1771 гг.: Венера, Таити и открытие Австралии

В августе 1768 года «Эндевор» под командованием капитана Джеймса Кука вышел из Плимута. На борту находились моряки, матросы, а также группа учёных во главе с Джозефом Банксом, одним из самых известных натуралистов своего времени.

Таити — первая научная стоянка

После тяжёлого прохода вокруг мыса Горн корабль достиг Таити. Здесь, в условиях невыносимой тропической жары, английские учёные успешно провели наблюдения прохождения Венеры, заложив фундамент для уточнения размера Солнечной системы.

Плавание к Новой Зеландии

Покинув Таити, Кук обследовал острова Товарищества, а затем направился к Новой Зеландии, которую европейцы до этого представляли частью огромного Южного материка. Трёхмесячные исследования подтвердили: Новая Зеландия — два отдельных острова, окружённых более чем 3800 км сложнейшей береговой линии, которую Кук тщательно нанёс на карту.

Открытие восточного побережья Австралии

19 апреля 1770 года «Эндевор» впервые подошёл к восточному берегу Австралии. Корабль двигался вдоль берега на север, делая регулярные замеры и описывая новый для Европы континент. 28 апреля экспедиция стала на якорь в бухте, названной Ботани-Бэй — в честь богатейшей флоры, собранной Банксом.

Авария на рифах и чудесное спасение

В ночь на 10 июня корабль наскочил на коралловый риф возле мыса Грефтон. Пробоина угрожала гибелью, но мастерство команды и находчивость мичмана Монкхауза — который предложил заткнуть дыру парусиной, пропитанной овечьим салом, — спасли экспедицию. После временного ремонта у берегов Австралии «Эндевор» дошёл до Новой Гвинеи, а затем и до Англии, куда вернулся в июле 1771 года.


Победа над цингой: Кук как реформатор морской медицины

Одна из важнейших заслуг Кука — применение особой диеты: свежие травы, солодовое сусло, капуста, сельдерей, квашеные овощи, концентрированные супы. Благодаря этому ни один человек на борту не умер от цинги — уникальный результат для XVIII века. Кук заложил основы корабельной профилактической медицины, спасшей впоследствии тысячи жизней.


Вторая экспедиция (1772–1775): поиск Южного материка

В 1772 году Кук снова отправился в путь — на этот раз на кораблях «Резолюшен» и «Адвенчюр». Экспедиция первой в истории пересекла Южный полярный круг и доказала отсутствие гипотетического материка — Terra Australis Incognita. Кук описал Новые Гебриды, Новую Каледонию, прошёл огромный путь длиной 84 000 км и стал капитаном 1-го ранга, а также членом Королевского географического общества.


Последнее путешествие и гибель Кука

Третья экспедиция (1776–1779 гг.) ставила целью найти Северо-Западный проход. Путь лежал через Тасманию, Новую Зеландию, острова Тонга и Гавайи, которые Кук назвал Сандвичевыми. Он достиг побережья Аляски, пересёк Берингов пролив, но льды вынудили его повернуть назад.

На Гавайях отношения с местными жителями осложнились: серия краж, конфликты, а затем гибель местного вождя породили международный инцидент. Во время стычки у берега Кук был убит. Позже гавайцы вернули англичанам его кости; экспедиция отдала последние почести командиру, погрузив его останки в океан.


Судьба «Эндевора» и его возрождение

История «Эндевора» после возвращения в Англию окутана туманом. По одной версии, его продали торговцу, и корабль под именем «Либерти» использовали как китобойное судно в Америке. По другой — он тихо закончіл службу на Темзе.

Однако в конце XX века барк получил вторую жизнь. Австралийский моряк и кораблестроитель Джон Лонгли в 1990-е годы построил точную копию корабля Кука. В 1993 году новый «Endeavour» был спущен на воду и совершил плавание вдоль берегов Австралии и Новой Зеландии — регионов, где началась европейская история континента.


Значение «Эндевора» в истории

Экспедиции на борту этого скромного с виду барка изменили карту мира:

  • доказали островной характер Новой Зеландии,

  • нанесли на карту восточную Австралию,

  • разрушили миф о южном материке,

  • расширили знания по ботанике, этнографии и навигации,

  • положили начало борьбе с цингой в британском флоте.

А главное — «Эндевор» стал символом человеческой настойчивости, научного смелого поиска и силы воли капитана Кука, чья судьба превратила обычный угольщик в легенду мировой морской истории.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*