Корабль на столе

Чертёж модели вспомогательного судна Martigana (XVIII) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 90 | Бриги, бригантины и клиперы
04
авг
Чертёж модели вспомогательного судна Martigana (XVIII) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели вспомогательного судна Martigana (XVIII) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Бриги, бригантины и клиперы
  • Период / век:
    1800 - 1900 год
  • Формат:
    jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    0.35 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Испания

Чертёж модели вспомогательного судна Martigana (XVIII) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Martigana, встречающаяся в источниках XVIII века под названиями Martingana, Martigana или Martiguana, — это тип небольшого прибрежного парусно-весельного судна, распространённого на побережье Средиземного моря. Оно не относилось к военному классу, но активно использовалось для каботажных перевозок, разведки, связи и охраны торговых караванов.

Происхождение и распространение

Само название предполагает южноевропейское происхождение — оно встречается в испанских, итальянских и мальтийских документах XVIII столетия. Martigana была особенно популярна в:

  • Испании (побережье Андалусии и Каталонии),

  • Неаполитанском королевстве,

  • Сицилии,

  • Мальте,

  • отдельных регионах Северной Африки, взаимодействовавших с европейским флотом.

Небольшой размер и универсальность сделали Martigana удобной для прибрежного мореплавания и работ в мелководных акваториях, где крупные суда действовать не могли.

Конструктивные особенности

По своей архитектуре Martigana представляла собой лёгкое, быстрое судно с простым рангоутом и низкой осадкой. Оно сочетало элементы типичных средиземноморских лодок и малых бригантин.

Основные характеристики (по аналогам и описаниям эпохи)

  • Водоизмещение: от 20 до 80 тонн.

  • Длина: 12–20 метров.

  • Осадка: малая, что позволяло заходить в устья рек, бухты и порты без глубоких фарватеров.

  • Рангоут:

    • 1–2 мачты с косыми парусами (латинское вооружение),

    • иногда — небольшая прямоугольная марс-рея на бизань-мачте, если судно использовалось в военных целях.

  • Ход: сочетание парусного и весельного (несколько банок для гребцов).

  • Корпус: обводы вытянутые, приспособленные для скорости и манёвренности.

Назначение и использование

Martigana была универсальным средиземноморским трудягой XVIII века. Её задачи включали:

✔ Торговля и каботаж

Основное применение — перевозка небольших грузов, продуктов, вин, соли, тканей и ремесленных изделий между прибрежными городами и островами.

✔ Судно связи

Использовалась флотами Испании и Неаполя как курьерское судно для доставки почты, донесений, приказов и провианта.

✔ Разведка и патруль

В условиях пиратской угрозы в Средиземном море некоторые Martigana вооружались лёгкими пушками (2–6) и применялись для:

  • наблюдения за побережьем,

  • сопровождения караванов,

  • охраны портов,

  • разведки на мелководьях.

✔ Рыболовство

Часть подобных судов использовалась как рыболовные или промысловые — благодаря низкой осадке и устойчивости.

Boенно-морской статус

Важно подчеркнуть: Martigana не являлась военным классом. Это гражданское судно, которое при необходимости адаптировали под нужды флота. В классификацию линейных кораблей, фрегатов или шлюпов оно не входило.

В военно-морских описаниях своего времени оно упоминалось как embaracion pequeña — «малое судно».

Преимущества судна

  • высокая манёвренность;

  • способность двигаться под парусами и вёслами;

  • простота и дешевизна постройки;

  • возможность работать в мелководных районах;

  • пригодность для быстрой доставки грузов и людей.

Эти качества делали Martigana незаменимой для средиземноморских стран, где береговая линия сложная, изрезанная и насыщенная малыми портами.

Интерес для моделистов

Сегодня Martigana представляет собой интересный объект для судомоделизма:

  • характерные средиземноморские обводы,

  • латинское вооружение,

  • компактный размер,

  • сочетание коммерческого и полувоенного назначения.

Такой кораблик может стать отличным пополнением коллекции малых исторических судов XVIII века.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*