Чертёж модели Бригантины Байкал / Brigantine freighter Baikal (1848) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Бригантины Байкал / Brigantine freighter Baikal (1848) для сборки и историческая справка
- Категория:Бриги, бригантины и клиперы
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:tif, djvu
- Масштаб модели:1:?
- Размер:5,7 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Россия
Чертёж модели Бригантины Байкал / Brigantine freighter Baikal (1848) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
История освоения дальневосточных рубежей России — это череда смелых экспедиций, великих открытий и самоотверженной работы мореплавателей, многие из которых так и остались неизвестными широкой публике. Одни первопроходцы подарили стране новые земли, проливы, острова, другие исчезли в бескрайних просторах Севера и Востока, порой из-за суровой природы, порой из-за недальновидности чиновников. Но имена Хабарова, Дежнёва, Беринга, Невельского навсегда вписаны в географию страны — в виде городов, проливов, мысов и рек.
Первые шаги к Тихому океану
Путь россиян к берегам Тихого океана начался ещё в XVII веке. В 1643 году отряд Василия Пояркова прошёл по Лене, Амуру, Зее и впервые вышел в воды Сахалинского залива и Охотского моря. Спустя несколько лет тем же маршрутом отправился отряд Ерофея Хабарова, заложивший первые русские поселения на Амуре.
В 1648 году Семён Дежнёв обогнул Чукотку и открыл мыс, позже названный его именем.
XVIII век стал эпохой масштабных географических поисков: Пётр I распорядился искать морской путь на Камчатку, а Витус Беринг в составе Первой Камчатской экспедиции доказал существование пролива между Азией и Америкой.
Тайна Амурского лимана
Несмотря на десятки экспедиций, главный вопрос так и оставался без ответа:
Можно ли пройти из Охотского моря в Амур, а значит — обеспечить прямой путь снабжения дальневосточных поселений?
Разгадать загадку пытались Лаперуз, Крузенштерн, командир брига «Константин» А. Гаврилов, но обнаружить надёжный фарватер не удалось.
Ситуация изменилась лишь в середине XIX века, когда командир небольшого парусного транспорта «Байкал», капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской, получил возможность провести детальные исследования восточных земель.
Капитан-лейтенант Геннадий Невельской
Невельской родился в 1813 году в семье моряка. Окончив Морской кадетский корпус и офицерские классы, он участвовал в дальних походах на фрегате «Беллона» под командованием Ф. П. Литке. За десять лет службы он превратился в опытного морского офицера, прекрасно знавшего шторма, океаны и тяжёлые условия дальних плаваний.
В 1846 году перед Российско-Американской компанией возникла необходимость доставить в Петропавловск-Камчатский большое количество грузов. Невельского назначили командиром строящегося транспорта «Байкал». Именно в этот момент у него появилась возможность попытаться разгадать тайну Амурского лимана.
Строительство и особенности транспорта «Байкал»
Невельскому удалось добиться ускоренного строительства судна на верфи «Боргетрем и К°» в Гельсингфорсе. Благодаря его настойчивости судно спустили на воду в июле 1848 года — на три месяца раньше срока.
Характеристики парусника:
-
Водоизмещение — 477 тонн
-
Длина между перпендикулярами — 28,5 м
-
Ширина — 7,38 м
-
Осадка — 3,87 м
-
Скорость — до 8,5 узла
-
Вооружение — 6 трёхфунтовых пушек
-
Экипаж — 47 человек
По указанию Невельского была усилена обшивка корпуса, улучшена управляемость, изменена внутренняя планировка. Судно получилось компактным, но очень мореходным — что и спасло экспедицию в дальнейших тяжёлых условиях.
Плавание длиною почти в девять месяцев
21 августа 1848 года пароход «Ижора» вывел «Байкал» в открытое море. Экспедицию сразу встретили штормы и встречные ветры — каждое лишнее стояние в порту отнимало время, которое Невельскому было нужно для исследований.
Маршрут «Байкала» пролегал через:
-
Копенгаген
-
Портсмут
-
пересечение Атлантики
-
Рио-де-Жанейро
-
мыс Горн
-
Вальпараисо
-
Гонолулу
10 января 1849 года транспорт обогнул мыс Горн, а 12 мая достиг Петропавловска-Камчатского. Переход занял 8 месяцев и 23 дня — результат, сопоставимый лишь с успехом В. М. Головина на шлюпе «Камчатка».
Экспедиция, которая изменила карту России
Получив три месяца на исследования, Невельской отправился к Сахалину. Руководствуясь опытом предыдущих неудач, он решил вести поиск пролива на шлюпках.
В июле 1849 года, исследуя берега Амура и лимана, экспедиция прошла наиболее узкие места, где ширина составляла всего около двух миль, а глубины — до десяти метров.
Главные открытия Невельского:
-
Сахалин — это остров, а не полуостров.
-
Амурский лиман судоходен.
-
У Амура есть два выхода:
✔ на север — в Охотское море
✔ на юг — в Татарский пролив, ранее считавшийся заливом -
На баре глубины превышали четыре метра — этого было достаточно для прохода транспортов.
Эти открытия стали революционными: Россия получила возможность развивать Приамурье и Приморье, основывать новые укрепления и города.
Значение открытия
Благодаря экспедиции Невельского на карте России появились:
-
Николаевск-на-Амуре
-
Императорская (Советская) Гавань
-
множество поселений и форпостов на Дальнем Востоке
Герцен писал о Невельском:
«Завоевание устья Амура — один из самых крупных шагов цивилизации».
И действительно, экспедиция на «Байкале» стала ключевым моментом в освоении огромных дальневосточных пространств.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 