Корабль на столе

Чертёж модели парусно-винтового фрегата Олегъ (1860) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 113 | Фрегаты, шлюпы и корветы
29
июл
Чертёж модели парусно-винтового фрегата Олегъ (1860) для сборки и историческая справка

Чертёж модели парусно-винтового фрегата Олегъ (1860) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Фрегат «Олег», заложенный 29 января 1858 года на Кронштадтской адмиралтейской верфи, стал одним из наиболее совершенных парусно-винтовых кораблей переходного периода от классической парусной архитектуры к паровым боевым кораблям. Его проект разработал и строительство руководил выдающийся корабельный инженер, полковник Шоунбург, применивший целый ряд передовых для своего времени конструктивных решений.


Конструкция и материалы корпуса

Корпус «Олега» был собран из сочетания лиственницы, дуба и сосны — пород, традиционно использовавшихся в русском кораблестроении.
Толщина наружной обшивки составляла:

  • 152 мм (6 дюймов) — по корпусу;

  • 229 мм (9 дюймов) — в районе ватерлинии и выше.

Во время строительства по настоянию генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича в проект внесли важные изменения:
убрали тяжелый княвдигед и массивные гальюнные решётки, изменили архитектуру кормы, добавили небольшой полубак. Всё это придало фрегату более современный, рациональный силуэт по сравнению с ранними кораблями того же типа.


Технические характеристики

  • Полное водоизмещение: 4353,8 т

  • Длина между перпендикулярами: 77,11 м

  • Ширина (по обшивке): 16,61 м

  • Средняя осадка: 6,90 м

  • Энергетическая установка: горизонтальная двухцилиндровая машина мощностью 800 л.с.

  • Котлы: 6 паровых котлов с угольным отоплением

  • Скорость под парами: до 11 узлов

  • Экипаж:

    • офицеров — 25

    • команды — около 550 человек


Паровая машина и уникальная конструкция винта

«Олег» был оснащён винтовой установкой со втяжным гребным винтом — технологией, которая особенно ценилась на парусно-винтовых кораблях.

  • Двухлопастный винт диаметром 5,8 м устанавливался в вертикальной раме.

  • При переходе на парусное движение винт отсоединяли от вала и втягивали в специальный колодец в кормовом подзоре.

  • Подъем осуществлялся тросом и шпилем, что позволяло уменьшить сопротивление воды и значительно улучшить ход под парусами.

Этот механизм был сложным, но обеспечивал фрегату хорошие мореходные качества в эпоху, когда паровые машины ещё не обеспечивали достаточной автономности.


Артиллерийское вооружение

Вооружение фрегата размещалось на двух батареях — верхней (опер-дек) и нижней (гон-дек).

Верхняя батарея — 27 орудий

  • 1 длинная 60-футовая пушка калибра 196 мм на поворотной платформе в носовой части;

  • 8 коротких 60-футовых орудий у портов между грот- и бизань-мачтами;

  • 18 более лёгких 30-футовых пушек.

Нижняя батарея — 30 орудий

  • 29 мощных 60-футовых пушек;

  • 4 30-футовых орудия.

Такой состав делал «Олег» одним из наиболее вооружённых русских фрегатов эпохи.


Служба и походы

С первых лет службы «Олег» активно участвовал в дальних плаваниях и учениях Балтийского флота.
Он посетил порты:

  • Франции,

  • Турции,

  • Греции,

  • делал переходы в суровых условиях Атлантики.

Фрегат зарекомендовал себя как прочный, устойчивый корабль, способный выдерживать зимние штормы и долгие переходы.


Гибель фрегата

Трагедия произошла в 1869 году во время учебного манёвра.

При выполнении перестроения эскадры броненосная батарея «Кремль» непреднамеренно столкнулась с «Олегом».
Удар оказался смертельным:

  • корпус получил критическую пробоину,

  • фрегат продержался на плаву всего 15 минут.

Корабль затонул между островами Гогланд и Соммере на глубине около 60 метров.
Погибших было относительно немного благодаря близости других кораблей, но сама потеря стала серьёзным ударом для флота.


Историческое значение

Фрегат «Олег» относится к переходному поколению кораблей — последним большим парусным боевым единицам, оснащённым паровой машиной.

Он стал примером:

  • инженерного поиска середины XIX века,

  • модернизации русского флота,

  • эволюции артиллерийского вооружения,

  • сочетания паруса и пара в одном корпусе.

Хотя служба «Олега» оказалась сравнительно краткой, он по праву считается одним из наиболее интересных парусно-винтовых фрегатов Российской империи.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*