Чертёж модели парусно-винтового фрегата Олегъ (1860) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели парусно-винтового фрегата Олегъ (1860) для сборки и историческая справка
- Категория:Фрегаты, шлюпы и корветы, Лодка специального назначения
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:tif
- Масштаб модели:1:?
- Размер:7 Мб.
- Сложность:Сложно
- Страна:Россия
Чертёж модели парусно-винтового фрегата Олегъ (1860) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Фрегат «Олег», заложенный 29 января 1858 года на Кронштадтской адмиралтейской верфи, стал одним из наиболее совершенных парусно-винтовых кораблей переходного периода от классической парусной архитектуры к паровым боевым кораблям. Его проект разработал и строительство руководил выдающийся корабельный инженер, полковник Шоунбург, применивший целый ряд передовых для своего времени конструктивных решений.
Конструкция и материалы корпуса
Корпус «Олега» был собран из сочетания лиственницы, дуба и сосны — пород, традиционно использовавшихся в русском кораблестроении.
Толщина наружной обшивки составляла:
-
152 мм (6 дюймов) — по корпусу;
-
229 мм (9 дюймов) — в районе ватерлинии и выше.
Во время строительства по настоянию генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича в проект внесли важные изменения:
убрали тяжелый княвдигед и массивные гальюнные решётки, изменили архитектуру кормы, добавили небольшой полубак. Всё это придало фрегату более современный, рациональный силуэт по сравнению с ранними кораблями того же типа.
Технические характеристики
-
Полное водоизмещение: 4353,8 т
-
Длина между перпендикулярами: 77,11 м
-
Ширина (по обшивке): 16,61 м
-
Средняя осадка: 6,90 м
-
Энергетическая установка: горизонтальная двухцилиндровая машина мощностью 800 л.с.
-
Котлы: 6 паровых котлов с угольным отоплением
-
Скорость под парами: до 11 узлов
-
Экипаж:
-
офицеров — 25
-
команды — около 550 человек
-
Паровая машина и уникальная конструкция винта
«Олег» был оснащён винтовой установкой со втяжным гребным винтом — технологией, которая особенно ценилась на парусно-винтовых кораблях.
-
Двухлопастный винт диаметром 5,8 м устанавливался в вертикальной раме.
-
При переходе на парусное движение винт отсоединяли от вала и втягивали в специальный колодец в кормовом подзоре.
-
Подъем осуществлялся тросом и шпилем, что позволяло уменьшить сопротивление воды и значительно улучшить ход под парусами.
Этот механизм был сложным, но обеспечивал фрегату хорошие мореходные качества в эпоху, когда паровые машины ещё не обеспечивали достаточной автономности.
Артиллерийское вооружение
Вооружение фрегата размещалось на двух батареях — верхней (опер-дек) и нижней (гон-дек).
Верхняя батарея — 27 орудий
-
1 длинная 60-футовая пушка калибра 196 мм на поворотной платформе в носовой части;
-
8 коротких 60-футовых орудий у портов между грот- и бизань-мачтами;
-
18 более лёгких 30-футовых пушек.
Нижняя батарея — 30 орудий
-
29 мощных 60-футовых пушек;
-
4 30-футовых орудия.
Такой состав делал «Олег» одним из наиболее вооружённых русских фрегатов эпохи.
Служба и походы
С первых лет службы «Олег» активно участвовал в дальних плаваниях и учениях Балтийского флота.
Он посетил порты:
-
Франции,
-
Турции,
-
Греции,
-
делал переходы в суровых условиях Атлантики.
Фрегат зарекомендовал себя как прочный, устойчивый корабль, способный выдерживать зимние штормы и долгие переходы.
Гибель фрегата
Трагедия произошла в 1869 году во время учебного манёвра.
При выполнении перестроения эскадры броненосная батарея «Кремль» непреднамеренно столкнулась с «Олегом».
Удар оказался смертельным:
-
корпус получил критическую пробоину,
-
фрегат продержался на плаву всего 15 минут.
Корабль затонул между островами Гогланд и Соммере на глубине около 60 метров.
Погибших было относительно немного благодаря близости других кораблей, но сама потеря стала серьёзным ударом для флота.
Историческое значение
Фрегат «Олег» относится к переходному поколению кораблей — последним большим парусным боевым единицам, оснащённым паровой машиной.
Он стал примером:
-
инженерного поиска середины XIX века,
-
модернизации русского флота,
-
эволюции артиллерийского вооружения,
-
сочетания паруса и пара в одном корпусе.
Хотя служба «Олега» оказалась сравнительно краткой, он по праву считается одним из наиболее интересных парусно-винтовых фрегатов Российской империи.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 