Чертёж модели Баркентины Вега-II (1952) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Баркентины Вега-II (1952) для сборки и историческая справка
- Категория:Барки и баркентины
- Период / век:После 1900 года
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:17,4 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Россия
Чертёж модели Баркентины Вега-II (1952) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
«Вега-II» — трёхмачтовая деревянная учебная баркентина, построенная в Финляндии в послевоенный период и переданная СССР для подготовки будущих моряков торгового флота. Судно служило в Таллинском мореходном училище, а затем в Ростовском морском техникуме, продолжая традиции погибшей во время войны баркентины «Вега», в честь которой и получило название.
История создания
После окончания Великой Отечественной войны Советскому Союзу требовались учебные суда для восстановления и развития мореплавания. В 1944–1953 годах на финских верфях было построено:
-
12 деревянных учебных баркентин,
-
73 грузовые шхуны.
Все они отличались продуманной конструкцией, высоким качеством постройки и были предназначены для обучения курсантов — будущих командных кадров торгового флота.
Одной из таких баркентин стала «Вега-II», унаследовавшая классическую архитектуру парусника: деревянный корпус, мощный рангоут и полностью оснащённый бегучий и стоячий такелаж.
Баркентина «Вега»: предшественница
До войны на Дону базировалась баркентина «Вега», хорошо известная благодаря своим учебным рейсам. Она была чисто парусным судном, не имела двигателя и даже электрического освещения, однако отличалась высокими мореходными качествами:
-
длина — 61 м,
-
ширина — 10,2 м,
-
осадка — 4,2 м,
-
полная площадь парусов — около 1200 м²,
-
скорость в свежий ветер — 12–13 узлов,
-
вместимость — более 100 курсантов.
В 1941 году «Вега» погибла во время эвакуации через Азовское море — судно было повреждено в Керченском проливе и затонуло у причала. В память о ней и была названа новая баркентина — «Вега-II».
Конструкция и рангоут
«Вега-II» — классическая трёхмачтовая баркентина:
-
на фок-мачте — прямые паруса (марсель, брамсель, фор-стень-стаксель и др.),
-
на грот-мачте и бизани — косые (гафельные) паруса.
Такое сочетание обеспечивало судну хорошую управляемость, высокую скорость под парусами и относительную простоту в обучении курсантов.
Корпус и основные характеристики:
-
материал — древесина,
-
форма корпуса — шхунский, удлинённый, с хорошим соотношением длины и ширины (4,2),
-
коэффициент общей полноты — 0,556,
-
полнота по грузовой ватерлинии — 0,797,
-
полнота мидель-шпангоута — 0,828.
Подводная часть корпуса была обшита латунными листами и окрашена в зелёный цвет. Надводная — в белый.
Такелаж
Использовались:
-
стальные тросы (ванты, штаги, фор-дунды, путенс-ванты),
-
растительные канаты (лінь, лопари, тали) для бегущего такелажа,
-
трёх- и двухшкивные блоки,
-
мощные деревянные реи и гафели.
Служба и эксплуатация
Баркентинки финской серии, включая «Вегу-II», активно использовались в учебных целях на:
-
Балтийском море,
-
Чёрном море,
-
Азовском море,
-
Белом море,
-
Тихом океане.
На них проходили практику тысячи курсантов, многие из которых впоследствии стали капитанами и старшими офицерами советского торгового флота.
«Вега-II» использовалась для:
-
морской практики учащихся,
-
тренировки в парусном деле,
-
обучения работе с бегучим и стоячим такелажем,
-
освоения морской навигации.
Судно совершало учебные плавания, участвовало в морских мероприятиях и долгие годы оставалось полноценным учебным парусником.
Значение
«Вега-II» — часть уникальной послевоенной программы восстановления советского парусного флота. Как учебная баркентина она сыграла заметную роль в подготовке квалифицированных моряков и сохранила традиции старого парусного обучения.
Судно объединяет в себе:
-
историческую преемственность,
-
классическую парусную архитектуру,
-
высокие морские качества,
-
вклад в морское образование СССР.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 