Корабль на столе

Чертёж модели Клипера Challenge / Челлендж (1851) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 66 | Бриги, бригантины и клиперы
06
авг
Чертёж модели Клипера Challenge / Челлендж (1851) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Клипера Challenge / Челлендж (1851) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Бриги, бригантины и клиперы
  • Период / век:
    1800 - 1900 год
  • Формат:
    djvu
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    1,8 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    США

Чертёж модели Клипера Challenge / Челлендж (1851) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Клипер «Челлендж» стал одним из самых известных парусных судов середины XIX века — эпохи, когда скорость означала прибыль, престиж и технологическое превосходство. Построенный в Нью-Йорке, он прославился не только рекордными переходами, но и драматичными эпизодами, которые сопровождали его на протяжении всей службы.


Постройка и первые рейсы

Судно было спущено на воду 24 мая 1851 года на верфи Уильяма Г. Уэбба — одного из выдающихся американских кораблестроителей клиперов. Заказчиком выступила нью-йоркская фирма N.L. & G. Griswold, активно работавшая в торговле с Калифорнией и Китаем. Первым капитаном назначили знаменитого Ричарда Г. Уотермана — морского волка с твёрдым характером и репутацией строгого командира.

Уже в первом рейсе «Челлендж» показал свою природу. С 13 июля по 29 октября 1851 года он прошёл маршрут Нью-Йорк — Сан-Франциско за 108 дней, что считалось отличным результатом. Однако жёсткая дисциплина Уотермана привела к конфликтам с экипажем, и капитану пришлось оставить командование после прибытия в Калифорнию.


Китайские и тихоокеанские переходы

В 1852 году под руководством капитана Лэнда клипер совершил серию быстрых переходов по маршрутам Сан-Франциско — Шанхай — Сан-Франциско — Гонолулу. Особенно выделялся переход Шанхай — Сан-Франциско за 34 дня, редкое достижение даже для клиперов этого класса.

Тем же летом, уже под командованием капитана Питтса, «Челлендж» доставил груз чая из Уампоуa в Лондон за 109 дней. В английском Блэкволле корабельные линии клипера были детально сняты Адмиралтейством — это делали только с наиболее удачными и перспективными судами.


Борьба со стихией и тяжёлые кампании

В следующие годы «Челлендж» не раз демонстрировал как выдающиеся ходовые качества, так и уязвимость высоких клиперов в тяжёлой океанской погоде.

  • В 1853 году на пути из Кантоне судно вынуждено было зайти в Файал из-за сильной течи. Источники расходятся: одни утверждают, что корабль после ремонта вернулся в Нью-Йорк, другие — что он всё же прошёл до английского Диела.

  • В 1854–1858 годах клипер неоднократно преодолевал маршрут Нью-Йорк — Сан-Франциско примерно за 117–120 дней, что подтверждало его высокую устойчивость к штормам.

  • В последующие рейсы на маршрутах между портами Китая, Гонконга и Сан-Франциско судно пережило потерю всех трёх марс-рей, но всё же смогло добраться в порт и избежать гибели.


Продажа и смена имени

К концу 1850-х годов «Челлендж» устарел морально и физически. Судно было частично выведено из эксплуатации, а затем продано за 9350 долларов новому владельцу.

В 1860 году корабль попал в тайфун у берегов Китая и был полностью обезмачтен. Уцелевшие остатки корабля дотянули до Гонконга, где его поставили на долгий ремонт.

В 1862 году клипер купила ливерпульская компания Thomas Hunt & Co., переименовав его в Golden City («Золотой город»). Под британским флагом судно ещё несколько лет продолжало дальние рейсы, в том числе между Ливерпулем и Бомбейским регионом.


Последние годы и трагическая гибель

Несмотря на возраст, в 1867 году (уже под новым именем) клипер показал высокую скорость, пройдя маршрут Ливерпуль — Бомбей всего за 71 день.

Однако годы службы брали своё.

В 1875 году в Индийском океане судно попало в жестокий шторм: волны смыли палубные надстройки и унесли семь человек, включая всех офицеров, кроме третьего помощника.

Окончательно судьба «Золотого города» решилась 7 февраля 1877 года. На пути из Южного Шилдса в Геную корабль наскочил на рифы у Аверваха (побережье Франции, район Ушанта) и затонул. На борту было 1590 тонн угля и экипаж из 26 человек. Корабль погиб в координатах 49°18' N, 6°44' W.


Значение клипера «Челлендж»

Среди множества американских клиперов середины XIX века «Челлендж» выделялся:

  • выдающейся скоростью на ряде переходов;

  • сложной судьбой, полной штормов, аварий и конфликтов;

  • долгой службой — более четверти века;

  • признанием со стороны британского Адмиралтейства как удачного образца кораблестроения.

Это был корабль-символ переходной эпохи: от дерзких быстрых рейсов к более технологичным и безопасным судам второй половины XIX века.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*