Корабль на столе

Чертёж модели Клипера Matchless / Мэтчлесс (1850) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 75 | Бриги, бригантины и клиперы
04
авг
Чертёж модели Клипера Matchless / Мэтчлесс (1850) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Клипера Matchless / Мэтчлесс (1850) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Бриги, бригантины и клиперы
  • Период / век:
    1800 - 1900 год
  • Формат:
    djvu
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    1 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Великобритания

Чертёж модели Клипера Matchless / Мэтчлесс (1850) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Шхуна-клипер «Мэтчлесс» (Matchless) — один из характерных представителей ранних абердинских клиперов середины XIX века. Построенный в 1846 году на знаменитой шотландской верфи Alexander Hall & Sons, этот небольшой, но исключительно быстрый корабль был создан специально для торговых рейсов между портами Лейт и Леруик, связывая материковую Шотландию с Шетландскими островами. Стоимость постройки составила для того времени внушительные 2000 фунтов стерлингов, что подчеркивало качественные материалы и современный проект.


Конструкция и особенности шхуны

«Мэтчлесс» относился к типу Aberdeen clipper schooner — ранним клиперам, отличавшимся характерным абердинским форштевнем и стремительными обводами корпуса.
Эти суда были меньше океанских клиперов, но сочетали скорость и манёвренность с высокой грузоподъёмностью для каботажной торговли.

Основные размеры корабля:

  • Длина: 89 футов

  • Ширина: 18 футов

  • Осадка: 11,4 фута

  • Тоннаж: около 107 рег. тонн

Корпус был выполнен из прочных пород дерева, традиционных для британского кораблестроения середины XIX века. Линии корпуса отличались плавностью и вытянутой формой, что обеспечивало высокую скорость при умеренной площади парусности.


Парусное вооружение и такелаж

Хотя первоначальная конфигурация парусов не сохранилась полностью, современные реконструкции позволяют восстановить почти точный облик «Мэтчлесс».
Ареологи и моделисты указывают, что мачты воссозданы по реальным историческим размерам, а рангоут и такелаж восстановлены на основе классической схемы абердинской шхуны-клипера:

  • две мачты, с выраженным наклонным рангоутом;

  • косые паруса и прямые реи на фор-мачте;

  • развитый комплект стакселей, кливеров и косых галс-штакелей для максимальной скорости на различных курсах ветра.

Такое сочетание делало корабль идеальным для быстрых рейсов между островами, особенно в условиях переменчивых северных ветров.


Назначение и эксплуатация

Шхуна «Мэтчлесс» была построена как торговое судно местной линии, предназначенное для перевозки товаров и почты между Лейтом и Леруиком.
На этих маршрутах требовались суда:

  • достаточно большие для перевозки грузов,

  • но достаточно лёгкие и быстрые для работы в сложных ветровых условиях,

  • способные регулярно и надёжно выполнять рейсы в любое время года.

«Мэтчлесс» доказал свою эффективность, быстро став одним из надёжнейших судов в шотландском каботажном флоте.


Значение и наследие

Хотя «Мэтчлесс» не относился к крупным океанским клиперам, он стал важным этапом в развитии абердинской школы судостроения.
Именно такие небольшие клиперы заложили основы будущей славы британских скоростных торговых судов.

Сегодня шхуна-клипер «Мэтчлесс» интересна прежде всего:

  • судомоделистам, благодаря чёткому и эстетичному силуэту,

  • историкам флота, как один из ранних представителей Aberdeen clipper,

  • любителям парусников, ценящим изящные и редкие корабли XIX века.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*