Чертёж модели Клипера Matchless / Мэтчлесс (1850) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Клипера Matchless / Мэтчлесс (1850) для сборки и историческая справка
- Категория:Бриги, бригантины и клиперы
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:djvu
- Масштаб модели:1:?
- Размер:1 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Великобритания
Чертёж модели Клипера Matchless / Мэтчлесс (1850) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Шхуна-клипер «Мэтчлесс» (Matchless) — один из характерных представителей ранних абердинских клиперов середины XIX века. Построенный в 1846 году на знаменитой шотландской верфи Alexander Hall & Sons, этот небольшой, но исключительно быстрый корабль был создан специально для торговых рейсов между портами Лейт и Леруик, связывая материковую Шотландию с Шетландскими островами. Стоимость постройки составила для того времени внушительные 2000 фунтов стерлингов, что подчеркивало качественные материалы и современный проект.
Конструкция и особенности шхуны
«Мэтчлесс» относился к типу Aberdeen clipper schooner — ранним клиперам, отличавшимся характерным абердинским форштевнем и стремительными обводами корпуса.
Эти суда были меньше океанских клиперов, но сочетали скорость и манёвренность с высокой грузоподъёмностью для каботажной торговли.
Основные размеры корабля:
-
Длина: 89 футов
-
Ширина: 18 футов
-
Осадка: 11,4 фута
-
Тоннаж: около 107 рег. тонн
Корпус был выполнен из прочных пород дерева, традиционных для британского кораблестроения середины XIX века. Линии корпуса отличались плавностью и вытянутой формой, что обеспечивало высокую скорость при умеренной площади парусности.
Парусное вооружение и такелаж
Хотя первоначальная конфигурация парусов не сохранилась полностью, современные реконструкции позволяют восстановить почти точный облик «Мэтчлесс».
Ареологи и моделисты указывают, что мачты воссозданы по реальным историческим размерам, а рангоут и такелаж восстановлены на основе классической схемы абердинской шхуны-клипера:
-
две мачты, с выраженным наклонным рангоутом;
-
косые паруса и прямые реи на фор-мачте;
-
развитый комплект стакселей, кливеров и косых галс-штакелей для максимальной скорости на различных курсах ветра.
Такое сочетание делало корабль идеальным для быстрых рейсов между островами, особенно в условиях переменчивых северных ветров.
Назначение и эксплуатация
Шхуна «Мэтчлесс» была построена как торговое судно местной линии, предназначенное для перевозки товаров и почты между Лейтом и Леруиком.
На этих маршрутах требовались суда:
-
достаточно большие для перевозки грузов,
-
но достаточно лёгкие и быстрые для работы в сложных ветровых условиях,
-
способные регулярно и надёжно выполнять рейсы в любое время года.
«Мэтчлесс» доказал свою эффективность, быстро став одним из надёжнейших судов в шотландском каботажном флоте.
Значение и наследие
Хотя «Мэтчлесс» не относился к крупным океанским клиперам, он стал важным этапом в развитии абердинской школы судостроения.
Именно такие небольшие клиперы заложили основы будущей славы британских скоростных торговых судов.
Сегодня шхуна-клипер «Мэтчлесс» интересна прежде всего:
-
судомоделистам, благодаря чёткому и эстетичному силуэту,
-
историкам флота, как один из ранних представителей Aberdeen clipper,
-
любителям парусников, ценящим изящные и редкие корабли XIX века.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 