Корабль на столе

Чертёж модели гафельной шлюп-шхуны Gjoa / Йоа (1872) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 81 | Каттеры, шхуны и боты
05
авг
Чертёж модели гафельной шлюп-шхуны Gjoa / Йоа (1872) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели гафельной шлюп-шхуны Gjoa / Йоа (1872) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Каттеры, шхуны и боты
  • Период / век:
    1800 - 1900 год
  • Формат:
    tif, jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    7,4 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Не входит

Чертёж модели гафельной шлюп-шхуны Gjoa / Йоа (1872) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Йоа (норв. Gjøa) — небольшая деревянная шлюп-шхуна, построенная в 1872 году в Норвегии как рыболовное промысловое судно. Несмотря на скромные размеры и отсутствие военного статуса, именно эта шхуна стала одним из самых известных судов в истории полярных исследований. На её борту Руаль Амундсен совершил первое в мире успешное прохождение Северо-Западного прохода (1903–1906), навсегда вписав «Йоа» в историю мировых географических открытий.


История постройки

  • Год постройки: 1872

  • Место строительства: Рюгге, Норвегия

  • Тип: гафельная шлюп-шхуна (sloop)

  • Первоначальное назначение: селёдочный промысловый дрейфтер

Конструкция «Йоа» была простой и надёжной: прочный деревянный корпус, один мачтовый состав с гафельным вооружением и небольшая осадка, что делало судно маневренным и устойчивым на волнении. Такие шхуны широко использовались для рыбного промысла в прибрежных водах Норвегии.


Переход к полярным исследованиям

В начале XX века судном заинтересовался молодой норвежский исследователь Руаль Амундсен, который искал компактное, экономичное и надёжное судно для экспедиции в Арктику. «Йоа» идеальным образом соответствовала его требованиям:

  • небольшие размеры обеспечивали возможность маневрирования среди льдов;

  • простота конструкции позволяла экипажу самостоятельно обслуживать судно;

  • прочный корпус выдерживал лёгкое прижатие льдами.

Амундсен выкупил «Йоа» в 1901 году, провёл модернизацию, усилил корпус и подготовил её к длительному автономному плаванию.


Экспедиция по Северо-Западному проходу

1903–1906 годы стали ключевыми в истории судна. Под командованием Амундсена «Йоа» отправилась в сложнейшее путешествие через Северо-Западный проход — морской путь между Атлантическим и Тихим океаном через Канадский арктический архипелаг.

Маршрут экспедиции:

  1. Норвегия → Гренландия → Канадская Арктика

  2. Зимовка в заливе Йоа-Хейвен

  3. Исследование северных магнитных аномалий

  4. Продвижение через проливы Симпсон, Пелей и далее к Аляске

  5. Выход к Тихому океану в 1906 году

«Йоа» стала первым кораблём в истории, полностью прошедшим Северо-Западный проход от начала до конца.


Технические характеристики

  • Тип: гафельная шлюп-шхуна

  • Длина: ~21 м

  • Ширина: ~6 м

  • Осадка: ~3 м

  • Водоизмещение: около 48 т

  • Материал корпуса: дерево

  • Экипаж в экспедиции: 6 человек

  • Дополнительно: в экспедицию судно оснастили небольшим вспомогательным двигателем


Позднейшая судьба

После завершения экспедиции «Йоа» находилась на Аляске, затем была передана в США для музейной экспозиции. В 1972 году судно вернулось в Норвегию. Сегодня «Йоа» — национальная историческая реликвия, одно из самых почитаемых судов Норвегии.

Она выставлена в Музее «Фрам» в Осло, рядом с легендарным кораблём Фритьофа Нансена.


Значение «Йоа» в истории

«Йоа» — пример того, что даже небольшое и внешне непримечательное судно может стать легендой. Благодаря блестящей подготовке Амундсена, дисциплине команды и грамотной конструкции, шхуна выдержала трёхлетний путь через льды и изменила ход истории полярных исследований.

Судно символизирует:

  • смелость норвежских мореплавателей,

  • победу инженерной мысли XIX века,

  • триумф первой успешной экспедиции по Северо-Западному проходу.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*