Корабль на столе

Чертёж модели Топсель-шхуны Мэтчлесс / topsail schooner Matchless (1846) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 77 | Каттеры, шхуны и боты
04
авг
Чертёж модели Топсель-шхуны Мэтчлесс / topsail schooner Matchless (1846) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Топсель-шхуны Мэтчлесс / topsail schooner Matchless (1846) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Каттеры, шхуны и боты
  • Период / век:
    1800 - 1900 год
  • Формат:
    djvu
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    1 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Великобритания

Чертёж модели Топсель-шхуны Мэтчлесс / topsail schooner Matchless (1846) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Топсель-шхуна «Мэтчлесс» (Matchless) — характерный представитель ранних британских каботажных шхун середины XIX века. Построенная в 1846 году на знаменитой абердинской верфи Alexander Hall & Sons, она сочетала высокую скорость, отличную управляемость и универсальность, необходимые для регулярных рейсов между портами Лейт и Леруик, связывая материковую Шотландию с Шетландскими островами.
Стоимость постройки составила около 2000 фунтов стерлингов, что подчёркивало высокий уровень изготовления и современный по тем временам проект.


Конструкция и особенности топсель-шхуны

В отличие от клиперных шхун, «Мэтчлесс» относилась к классическому типу topsail schooner — шхунам с комбинацией косых парусов и прямых верхних парусов (топселей) на фок-мачте.

Типичные особенности:

  • стремительные, но менее экстремальные обводы, чем у клиперов;

  • классический абердинский форштевень;

  • высокий свободный борт и хорошая мореходность в суровых северных широтах;

  • оптимальный баланс между скоростью и возможностью перевозить груз.

Основные размеры:

  • Длина: 89 футов

  • Ширина: 18 футов

  • Осадка: 11,4 фута

  • Тоннаж: около 107 рег. тонн

Корпус был выполнен из традиционных британских пород дерева. Линии корпуса отличались плавностью и удлинением, что давало высокую скорость даже при относительно умеренном парусном вооружении.


Парусное вооружение и такелаж

Как типовая топсель-шхуна, «Мэтчлесс» имела сочетание косых и прямых парусов, что делало её крайне гибкой при работе в изменчивых ветрах северной Атлантики.

Исторически реконструированное парусное вооружение включает:

  • Две мачты — фок-мачта и грот-мачта.

  • На фок-мачте

    • косой фок,

    • прямые реи с топселями (главная особенность topsail schooner).

  • На грот-мачте — набор косых марселей и гафельный грот.

  • Богатый комплект:

    • стаксели,

    • кливеры,

    • фор-стаксели,

    • топселы,

    • галфвиндные паруса.

Такое вооружение позволяло судну эффективно ходить как полным курсом, так и круто к ветру, сохраняя высокую скорость и надёжность при свежих порывах.


Назначение и эксплуатация

«Мэтчлесс» строилась как скоростное торгово-почтовое судно местной линии, предназначенное для регулярных рейсов между Лейтом и Леруиком.

Эти маршруты требовали корабль:

  • достаточно прочный для северных штормов;

  • достаточно быстрый, чтобы доставлять почту и товары вовремя;

  • манёвренный и управляемый в узкостях и при сложных ветровых условиях.

Топсель-шхуна прекрасно показала себя на линии и стала одним из самых надёжных и быстрых судов регионального флота.


Значение и наследие

Хотя «Мэтчлесс» не была океанским клипером, она представляет важный этап развития британских рабоче-торговых шхун середины XIX века.

Её ценят сегодня:

  • судомоделисты — за элегантный силуэт и насыщенный такелаж;

  • историки флота — как пример типичной topsail schooner;

  • любители парусников — за редкий и красивый тип, сочетавший скорость, практичность и надёжность.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*