Чертёж модели Шхуны Заря / schooner Zarya (1952) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Шхуны Заря / schooner Zarya (1952) для сборки и историческая справка
- Категория:Каттеры, шхуны и боты
- Период / век:После 1900 года
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:21,4 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Россия
Чертёж модели Шхуны Заря / schooner Zarya (1952) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Шхуна «Заря» — уникальное исследовательское судно Академии наук СССР, построенное в Финляндии в 1952 году специально для проведения геомагнитных наблюдений в Мировом океане. Оно стало одним из первых в мире полноценных морских судов, практически лишённых ферромагнитных элементов и предназначенных для длительных экспедиций с высокоточной аппаратурой.
Причины создания
Изучение магнитного поля Земли долгое время осложнялось отсутствием подходящих судов: обычные корабли искажают измерения из-за большого количества стали. Начиная с начала XX века предпринимались попытки создать немагнитные суда — в США, Великобритании, Европе, — но ни один из проектов не выдержал длительной эксплуатации.
После Второй мировой войны необходимость регулярных морских наблюдений резко возросла, и для Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР было принято решение заказать специализированную шхуну.
Проектирование и конструкция
Строительство велось на верфи A.O. Laivateollisuus (Финляндия).
При проектировании главная цель заключалась в максимальном исключении стали и железа.
Особенности конструкции:
-
корпус выполнен из дуба, сосны и ели,
-
крепёж — латунный,
-
подводная обшивка также выполнена из латунных листов,
-
якоря — из латуни, якорные цепи — из бронзы,
-
рангоут (до 1976 года) — клеёный деревянный,
-
приборы, содержащие металл, получили специальные экраны,
-
магнитометры вынесены в носовую часть для уменьшения влияния металлических масс.
По своим размерам «Заря» — небольшое, но мореходное судно:
водоизмещение около 600 т, длина — 52,25 м, ширина — 8,75 м.
Первое большое плавание (1957–1958)
3 августа 1957 года шхуна вышла из Ленинграда в кругосветное научное плавание под руководством М. Иванова и капитана А. Юдовича. Приборы работали практически непрерывно, фиксируя магнитные характеристики океанов.
Маршрут включал:
-
Северное море,
-
первое пересечение Атлантики — от Англии до Галифакса,
-
Азорские острова, Испания,
-
Средиземное море,
-
повторный переход Атлантики в пассатной зоне,
-
Южную Атлантику, Бразилию, Аргентину, Южную Африку.
Экспедиция длилась около 15 месяцев, после чего 4 ноября 1958 года «Заря» вернулась в Одессу.
Научные результаты:
-
открыты новые магнитные аномалии в Атлантическом океане,
-
установлена связь между строением океанического дна и магнитным полем,
-
уточнены параметры геомагнетизма в различных широтах,
-
обновлены морские и авиационные магнитные карты.
Работа шхуны вызвала большой интерес у международного научного сообщества — судно посещали геофизики из многих стран.
Модернизация 1976 года
В 1976 году «Заря» прошла капитальный ремонт:
-
установлены новые мачты из немагнитных сплавов,
-
изменён тип парусного вооружения — судно стало трёхмачтовой бермудской шхуной,
-
убраны тяжёлые гафели.
После модернизации улучшилась управляемость и способность идти круто к ветру — важный параметр для судна с маломощной машиной.
Работа в экспедициях (1950–1980-е)
За десятилетия службы шхуна:
-
прошла свыше 700 000 морских миль,
-
работала во всех океанах планеты,
-
провела сотни тысяч измерений магнитного поля,
-
принимала на борту международные научные группы.
К 1982 году, к 30-летию службы, «Заря» завершила очередной 96-суточный рейс, выполняя исследования в Финском заливе и Балтийском море.
Описание судна
«Заря» — деревянная однопалубная трёхмачтовая парусно-моторная шхуна с приподнятыми полубаком и полуютом. Имеет три надстройки, рулевую рубку, два штурвала, пять водонепроницаемых отсеков.
Окраска судна:
-
надводная часть — белая,
-
подводная часть — зелёная,
-
ватерлиния — красная,
-
палуба и рангоут — лакированное дерево.
Значение
«Заря» стала одним из самых успешных немагнитных исследовательских судов XX века. Огромный вклад в обновление геомагнитных карт и изучение магнитного поля Земли сделал её важным инструментом мировой геофизики. Благодаря сочетанию точного оборудования и уникальной конструкции она десятилетиями оставалась рабочей платформой для научных миссий.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 