Корабль на столе

Чертёж модели Шхуны Заря / schooner Zarya (1952) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 136 | Каттеры, шхуны и боты
30
июл
Чертёж модели Шхуны Заря / schooner Zarya (1952) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Шхуны Заря / schooner Zarya (1952) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Каттеры, шхуны и боты
  • Период / век:
    После 1900 года
  • Формат:
    jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    21,4 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Россия

Чертёж модели Шхуны Заря / schooner Zarya (1952) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Шхуна «Заря» — уникальное исследовательское судно Академии наук СССР, построенное в Финляндии в 1952 году специально для проведения геомагнитных наблюдений в Мировом океане. Оно стало одним из первых в мире полноценных морских судов, практически лишённых ферромагнитных элементов и предназначенных для длительных экспедиций с высокоточной аппаратурой.

Причины создания

Изучение магнитного поля Земли долгое время осложнялось отсутствием подходящих судов: обычные корабли искажают измерения из-за большого количества стали. Начиная с начала XX века предпринимались попытки создать немагнитные суда — в США, Великобритании, Европе, — но ни один из проектов не выдержал длительной эксплуатации.

После Второй мировой войны необходимость регулярных морских наблюдений резко возросла, и для Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР было принято решение заказать специализированную шхуну.

Проектирование и конструкция

Строительство велось на верфи A.O. Laivateollisuus (Финляндия).
При проектировании главная цель заключалась в максимальном исключении стали и железа.

Особенности конструкции:

  • корпус выполнен из дуба, сосны и ели,

  • крепёж — латунный,

  • подводная обшивка также выполнена из латунных листов,

  • якоря — из латуни, якорные цепи — из бронзы,

  • рангоут (до 1976 года) — клеёный деревянный,

  • приборы, содержащие металл, получили специальные экраны,

  • магнитометры вынесены в носовую часть для уменьшения влияния металлических масс.

По своим размерам «Заря» — небольшое, но мореходное судно:
водоизмещение около 600 т, длина — 52,25 м, ширина — 8,75 м.

Первое большое плавание (1957–1958)

3 августа 1957 года шхуна вышла из Ленинграда в кругосветное научное плавание под руководством М. Иванова и капитана А. Юдовича. Приборы работали практически непрерывно, фиксируя магнитные характеристики океанов.

Маршрут включал:

  • Северное море,

  • первое пересечение Атлантики — от Англии до Галифакса,

  • Азорские острова, Испания,

  • Средиземное море,

  • повторный переход Атлантики в пассатной зоне,

  • Южную Атлантику, Бразилию, Аргентину, Южную Африку.

Экспедиция длилась около 15 месяцев, после чего 4 ноября 1958 года «Заря» вернулась в Одессу.

Научные результаты:

  • открыты новые магнитные аномалии в Атлантическом океане,

  • установлена связь между строением океанического дна и магнитным полем,

  • уточнены параметры геомагнетизма в различных широтах,

  • обновлены морские и авиационные магнитные карты.

Работа шхуны вызвала большой интерес у международного научного сообщества — судно посещали геофизики из многих стран.

Модернизация 1976 года

В 1976 году «Заря» прошла капитальный ремонт:

  • установлены новые мачты из немагнитных сплавов,

  • изменён тип парусного вооружения — судно стало трёхмачтовой бермудской шхуной,

  • убраны тяжёлые гафели.

После модернизации улучшилась управляемость и способность идти круто к ветру — важный параметр для судна с маломощной машиной.

Работа в экспедициях (1950–1980-е)

За десятилетия службы шхуна:

  • прошла свыше 700 000 морских миль,

  • работала во всех океанах планеты,

  • провела сотни тысяч измерений магнитного поля,

  • принимала на борту международные научные группы.

К 1982 году, к 30-летию службы, «Заря» завершила очередной 96-суточный рейс, выполняя исследования в Финском заливе и Балтийском море.

Описание судна

«Заря» — деревянная однопалубная трёхмачтовая парусно-моторная шхуна с приподнятыми полубаком и полуютом. Имеет три надстройки, рулевую рубку, два штурвала, пять водонепроницаемых отсеков.

Окраска судна:

  • надводная часть — белая,

  • подводная часть — зелёная,

  • ватерлиния — красная,

  • палуба и рангоут — лакированное дерево.

Значение

«Заря» стала одним из самых успешных немагнитных исследовательских судов XX века. Огромный вклад в обновление геомагнитных карт и изучение магнитного поля Земли сделал её важным инструментом мировой геофизики. Благодаря сочетанию точного оборудования и уникальной конструкции она десятилетиями оставалась рабочей платформой для научных миссий.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*