Корабль на столе

Чертёж модели Hollandische Galiot / Голландская галиот (1800) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 70 | Разные парусники
05
авг
Чертёж модели Hollandische Galiot / Голландская галиот (1800) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Hollandische Galiot / Голландская галиот (1800) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Разные парусники
  • Период / век:
    1800 - 1900 год
  • Формат:
    tif
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    2.9 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Голландия

Чертёж модели Hollandische Galiot / Голландская галиот (1800) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Голландские архивы часто хранят корабли, о которых известно немного — только отдельные страницы, чертежи, редкие описания. Одним из таких загадочных судов конца XVIII — начала XIX века стал Hollandische Galiot, 1800, или голландский бомбардирский галиот. Это не просто тип судна — это отражение эпохи, когда европейские флоты активно искали новые способы воздействия на крепости и портовые сооружения противника.

Галиот, кэч и бомбарда — один и тот же корабль?

В морских документах XVII–XVIII веков мы встречаем разные названия одного и того же типа судов:

  • в Голландии — галиот,

  • во Франции — бомбарда,

  • в Англии — кэч.

Несмотря на различия в словах, речь идёт об одинаковой конструкции — небольшом двухмачтовом корабле, который в XVII веке стал основой для нового класса артиллерийских судов, вооружённых тяжёлыми мортирами для навесной стрельбы.

Изначально такие суда были чисто военными. Только позднее, уже в XIX веке, слово «галиот» стало применяться к каботажным и рыболовным судам.

Как родилась идея бомбардирского корабля

Тяжёлые мортиры давно использовались в сухопутных армиях, но только в 1682 году француз Абрахам Ду Квесне впервые установил их на корабль.
Для установки мортиры пришлось снять фок-мачту, усилить шпангоуты, балки палуб и весь набор корпуса — отдача такого орудия была невероятной.

Стрельба велась по навесной траектории — это позволило поражать цели, недоступные для обычных пушек: крепости, укрепления, гавани и даже корабли, стоящие под защитой береговой батареи.

Особенности мортирной стрельбы:

  • бомбы были полыми внутри и оснащались запалами;

  • дальность рассчитывали по таблицам и тригонометрии;

  • угол стрельбы достигал 45–50°;

  • запал поджигали вручную перед выстрелом;

  • точность была удивительно высокой для своего времени.

Неудивительно, что бомбардирские корабли вызывали страх — по разрушительной силе они превосходили стандартную корабельную артиллерию.

Бомбардирские корабли в войнах XVIII–XIX века

Такие суда применялись множеством флотов:

  • Алжир, 1682 — первая попытка морской бомбардировки.

  • Русско-турецкие войны, 1770-е — взрывные снаряды использовала русская эскадра.

  • Сражение при Копенгагене, 1801 и 1807 гг. — бомбардирские суда стали ключевым элементом английских атак.

  • Англо-голландская бомбардировка Алжира, 1816 — демонстрация эффективности морских мортир.

  • Синопское сражение, 1853 — русские бомбические снаряды уничтожили турецкий флот.

Именно эти суда стали предшественниками современной морской артиллерии.


Hollandische Galiot, 1800 — что известно о самом корабле

Источником информации о галиоте 1800 года стал знаменитый труд адмирала Эдмона Париса "Souvenirs de Marine" — коллекция редких чертежей, собранных им для сохранения истории судостроения.

Чертёж Hollandische Galiot размещён в первом томе на вкладке №53.

Размерения корабля:

  • Длина между штевнями: 27,5 м

  • Ширина: 8,6 м

  • Осадка: 3,3 м

На схеме присутствуют пометки «Амстердам, 1800» и фраза:
«Так как корабли такого типа больше не строят, стоит сохранить этот чертёж на память».

Но дальше начинается самое интересное — музей Амстердама утверждает, что таких галиотов в 1800 году уже не строили. Последние суда подобного типа были заложены ещё в 1695 году.

Что это значит?

Есть только гипотезы:

  • возможно, чертёж относится к планировавшемуся, но так и не построенному кораблю;

  • вероятно, проект предназначался для флота Наполеона, который готовил десант в Англию;

  • экономический упадок Батавской республики мог задерживать строительство;

  • не исключено, что корабль строился не в Амстердаме, а на другой голландской верфи.

С уверенностью можно сказать одно: галиот 1800 года остаётся кораблём-призраком, о котором мы знаем лишь по чертежам.


Конструкция и особенности галиота

Самой необычной деталью является цепной грота-штаг.
Обычно он выполнялся из толстого каната, но на бомбардирском галиоте приходилось использовать цепь:
канат просто сгорал и рвался от вспышек мортир.

Перед стрельбой весь передний такелаж снимали — оставалась только цепь, удерживавшая мачту.

Медная обшивка

Флот Нидерландов начал использовать медь в 1777 году, но:

  • в 1800 году медь применялась редко;

  • эпоха французского владычества принесла экономический кризис;

  • дорогие материалы использовались минимально.

Поэтому подводная часть Hollandische Galiot, вероятно, была окрашена в белый цвет — как у моделей того времени.


Значение Hollandische Galiot, 1800 сегодня

Этот корабль — пример того, как один-единственный чертёж способен сохранить память о целой эпохе:

  • развитии навесной артиллерии;

  • поиске идеального военного корабля малой осадки;

  • влиянии политической ситуации на судостроение.

Hollandische Galiot, 1800 — это не просто исторический объект. Это модель корабля, который, возможно, так и не увидел воды, но благодаря чертежам Париса получил вторую жизнь — теперь уже в виде точных и подробных моделей, создаваемых энтузиастами.

Он напоминает нам, что история флота состоит не только из легендарных фрегатов и линкоров, но и из забытых проектов, которые могли бы изменить ход морских войн.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*