Чертёж модели Hollandische Galiot / Голландская галиот (1800) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Hollandische Galiot / Голландская галиот (1800) для сборки и историческая справка
- Категория:Разные парусники
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:tif
- Масштаб модели:1:?
- Размер:2.9 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Голландия
Чертёж модели Hollandische Galiot / Голландская галиот (1800) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Голландские архивы часто хранят корабли, о которых известно немного — только отдельные страницы, чертежи, редкие описания. Одним из таких загадочных судов конца XVIII — начала XIX века стал Hollandische Galiot, 1800, или голландский бомбардирский галиот. Это не просто тип судна — это отражение эпохи, когда европейские флоты активно искали новые способы воздействия на крепости и портовые сооружения противника.
Галиот, кэч и бомбарда — один и тот же корабль?
В морских документах XVII–XVIII веков мы встречаем разные названия одного и того же типа судов:
-
в Голландии — галиот,
-
во Франции — бомбарда,
-
в Англии — кэч.
Несмотря на различия в словах, речь идёт об одинаковой конструкции — небольшом двухмачтовом корабле, который в XVII веке стал основой для нового класса артиллерийских судов, вооружённых тяжёлыми мортирами для навесной стрельбы.
Изначально такие суда были чисто военными. Только позднее, уже в XIX веке, слово «галиот» стало применяться к каботажным и рыболовным судам.
Как родилась идея бомбардирского корабля
Тяжёлые мортиры давно использовались в сухопутных армиях, но только в 1682 году француз Абрахам Ду Квесне впервые установил их на корабль.
Для установки мортиры пришлось снять фок-мачту, усилить шпангоуты, балки палуб и весь набор корпуса — отдача такого орудия была невероятной.
Стрельба велась по навесной траектории — это позволило поражать цели, недоступные для обычных пушек: крепости, укрепления, гавани и даже корабли, стоящие под защитой береговой батареи.
Особенности мортирной стрельбы:
-
бомбы были полыми внутри и оснащались запалами;
-
дальность рассчитывали по таблицам и тригонометрии;
-
угол стрельбы достигал 45–50°;
-
запал поджигали вручную перед выстрелом;
-
точность была удивительно высокой для своего времени.
Неудивительно, что бомбардирские корабли вызывали страх — по разрушительной силе они превосходили стандартную корабельную артиллерию.
Бомбардирские корабли в войнах XVIII–XIX века
Такие суда применялись множеством флотов:
-
Алжир, 1682 — первая попытка морской бомбардировки.
-
Русско-турецкие войны, 1770-е — взрывные снаряды использовала русская эскадра.
-
Сражение при Копенгагене, 1801 и 1807 гг. — бомбардирские суда стали ключевым элементом английских атак.
-
Англо-голландская бомбардировка Алжира, 1816 — демонстрация эффективности морских мортир.
-
Синопское сражение, 1853 — русские бомбические снаряды уничтожили турецкий флот.
Именно эти суда стали предшественниками современной морской артиллерии.
Hollandische Galiot, 1800 — что известно о самом корабле
Источником информации о галиоте 1800 года стал знаменитый труд адмирала Эдмона Париса "Souvenirs de Marine" — коллекция редких чертежей, собранных им для сохранения истории судостроения.
Чертёж Hollandische Galiot размещён в первом томе на вкладке №53.
Размерения корабля:
-
Длина между штевнями: 27,5 м
-
Ширина: 8,6 м
-
Осадка: 3,3 м
На схеме присутствуют пометки «Амстердам, 1800» и фраза:
«Так как корабли такого типа больше не строят, стоит сохранить этот чертёж на память».
Но дальше начинается самое интересное — музей Амстердама утверждает, что таких галиотов в 1800 году уже не строили. Последние суда подобного типа были заложены ещё в 1695 году.
Что это значит?
Есть только гипотезы:
-
возможно, чертёж относится к планировавшемуся, но так и не построенному кораблю;
-
вероятно, проект предназначался для флота Наполеона, который готовил десант в Англию;
-
экономический упадок Батавской республики мог задерживать строительство;
-
не исключено, что корабль строился не в Амстердаме, а на другой голландской верфи.
С уверенностью можно сказать одно: галиот 1800 года остаётся кораблём-призраком, о котором мы знаем лишь по чертежам.
Конструкция и особенности галиота
Самой необычной деталью является цепной грота-штаг.
Обычно он выполнялся из толстого каната, но на бомбардирском галиоте приходилось использовать цепь:
канат просто сгорал и рвался от вспышек мортир.
Перед стрельбой весь передний такелаж снимали — оставалась только цепь, удерживавшая мачту.
Медная обшивка
Флот Нидерландов начал использовать медь в 1777 году, но:
-
в 1800 году медь применялась редко;
-
эпоха французского владычества принесла экономический кризис;
-
дорогие материалы использовались минимально.
Поэтому подводная часть Hollandische Galiot, вероятно, была окрашена в белый цвет — как у моделей того времени.
Значение Hollandische Galiot, 1800 сегодня
Этот корабль — пример того, как один-единственный чертёж способен сохранить память о целой эпохе:
-
развитии навесной артиллерии;
-
поиске идеального военного корабля малой осадки;
-
влиянии политической ситуации на судостроение.
Hollandische Galiot, 1800 — это не просто исторический объект. Это модель корабля, который, возможно, так и не увидел воды, но благодаря чертежам Париса получил вторую жизнь — теперь уже в виде точных и подробных моделей, создаваемых энтузиастами.
Он напоминает нам, что история флота состоит не только из легендарных фрегатов и линкоров, но и из забытых проектов, которые могли бы изменить ход морских войн.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 