Корабль на столе

Чертёж модели Клипера Cairngorm / Кэрнгорм (1853) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 73 | Бриги, бригантины и клиперы
06
авг
Чертёж модели Клипера Cairngorm / Кэрнгорм (1853) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Клипера Cairngorm / Кэрнгорм (1853) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Бриги, бригантины и клиперы
  • Период / век:
    1800 - 1900 год
  • Формат:
    jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    2,4 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Великобритания

Чертёж модели Клипера Cairngorm / Кэрнгорм (1853) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Кэрнгорм — британский экстремальный деревянный клипер, построенный в 1853 году на верфи Alexander Hall & Sons в Абердине. Судно принадлежало к числу знаменитых «абердинских клиперов» и выделялось высокой скоростью, характерными острыми обводами корпуса и большими парусами, что делало его исключительно быстрым для своего времени.


Конструкция и особенности

Клипер был построен из лиственницы и сосны, с частичным использованием железных балок в палубном наборе. Это облегчало конструкцию и обеспечивало хорошее соотношение прочности и скорости, хотя использование мягкой древесины привело к присвоению судну более низкого класса по классификации Ллойда.

  • Класс Ллойда: 7A1 (из-за мягких пород дерева)

  • Длина: 193 фута 2 дюйма

  • Ширина: 33 фута 6 дюймов

  • Осадка / высота борта: 20 футов 2 дюйма

  • Тоннаж: 1246 рег. тонн / 939 нетто

  • Стоимость строительства: £15 434 10s 1d

Интересно, что шестиметровая половинная модель строителя (half-model) клипера «Кэрнгорм» сегодня хранится в Музее Глазго.


Строительство и первый рейс

Январь 1853 года — клипер был спущен на воду для знаменитой торговой компании Jardine, Matheson & Co., активно работавшей на китайском направлении и чайной торговле.

Первый капитан — Дж. Робертсон.

Однако первый же выход ознаменовался серьёзным испытанием:
24 марта 1853 года, выйдя из Лондона в Гонконг, судно частично потеряло рангоут в Атлантике и было вынуждено зайти на ремонт в Лиссабон. После восстановления «Кэрнгорм» всё же продолжил путь:

  • 1 мая — 12 июля 1853 г.: Лиссабон → Гонконг за 72 дня

  • Общее время в пути от Лондона — 77 дней, что было отличным результатом для клипера такого размера.

На обратном пути:

  • 2 августа — 19 ноября 1853 г.: Уампоу → Лондон — 109 дней


Служба в Азии и Индии (1854–1856)

После успешного первого рейса «Кэрнгорм» активно использовался на маршрутах:

  • Лондон — Бомбей

  • Шанхай — Лондон (чаще всего с чаем)

Основные рейсы периода:

  • 1854: Лондон → Бомбей

  • 1854–1855: Шанхай → Лондон — 112 дней

  • 1855: Лондон → Гонконг — 93 дня

  • 1855: Уампоу → Лондон — 118 дней

  • 1856: Бомбей → Лондон

  • 1856: Уампоу → Лондон — 126 дней

Капитанами в эти годы были Дж. Робертсон, затем Ирвин.


Рейсы под командованием капитана Джона Райри (1857–1859)

В этот период клипер показывал стабильные результаты, особенно на чайных рейсах:

  • 29 января — 26 мая 1857: Лондон → Гонконг — 117 дней

  • 10 июля — 31 октября 1857: Гонконг → Лондон — 113 дней

  • 1858: Макао → Дил — всего 91 день, один из лучших её результатов

  • 1859: Лондон → Гонконг — 124 дня

  • 1859: Уампоу → Лондон — 111 дней


Переход в Австралийскую торговлю (1860–1863)

В апреле 1860 года «Кэрнгорм» отправился в Сидней по чартеру компании Black Ball Line, а в 1861 году был продан компании Baines & Co., London.

С этого момента клипер стал работать преимущественно на австралийских линиях. Командование принял капитан Кэрнкросс.

В январе 1863 года судно вновь отправилось в Сидней по чартеру Black Ball Line.


Гибель клипера

29 сентября 1863 года клипер «Кэрнгорм» погиб на входе в реку Минь (Китай).
Судно потерпело крушение, вероятно, из-за навигационной ошибки или сложных течений у входа в эстуарий. Подробности гибели в источниках не сохранились, но известно, что корабль был полностью утрачен.


Значение и наследие

Кэрнгорм был типичным представителем поколения быстрых «чайных» клиперов 1850-х годов — периода расцвета британской дальнемагистральной парусной торговли. Судно участвовало во множестве рейсов на Китай, Индию и Австралию, перевозя чай, шерсть и другие грузы.

Хотя «Кэрнгорм» не стал легендой, подобной Cutty Sark или Thermopylae, он был надёжным и быстрым рабочим клипером, внесшим вклад в историю британского судостроения и мировой торговли.

Его модель, хранящаяся в музее Глазго, остаётся важным артефактом эпохи.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*