Чертёж модели Клипера Cairngorm / Кэрнгорм (1853) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Клипера Cairngorm / Кэрнгорм (1853) для сборки и историческая справка
- Категория:Бриги, бригантины и клиперы
- Период / век:1800 - 1900 год
- Формат:jpeg/jpg
- Масштаб модели:1:?
- Размер:2,4 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Великобритания
Чертёж модели Клипера Cairngorm / Кэрнгорм (1853) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Кэрнгорм — британский экстремальный деревянный клипер, построенный в 1853 году на верфи Alexander Hall & Sons в Абердине. Судно принадлежало к числу знаменитых «абердинских клиперов» и выделялось высокой скоростью, характерными острыми обводами корпуса и большими парусами, что делало его исключительно быстрым для своего времени.
Конструкция и особенности
Клипер был построен из лиственницы и сосны, с частичным использованием железных балок в палубном наборе. Это облегчало конструкцию и обеспечивало хорошее соотношение прочности и скорости, хотя использование мягкой древесины привело к присвоению судну более низкого класса по классификации Ллойда.
-
Класс Ллойда: 7A1 (из-за мягких пород дерева)
-
Длина: 193 фута 2 дюйма
-
Ширина: 33 фута 6 дюймов
-
Осадка / высота борта: 20 футов 2 дюйма
-
Тоннаж: 1246 рег. тонн / 939 нетто
-
Стоимость строительства: £15 434 10s 1d
Интересно, что шестиметровая половинная модель строителя (half-model) клипера «Кэрнгорм» сегодня хранится в Музее Глазго.
Строительство и первый рейс
Январь 1853 года — клипер был спущен на воду для знаменитой торговой компании Jardine, Matheson & Co., активно работавшей на китайском направлении и чайной торговле.
Первый капитан — Дж. Робертсон.
Однако первый же выход ознаменовался серьёзным испытанием:
24 марта 1853 года, выйдя из Лондона в Гонконг, судно частично потеряло рангоут в Атлантике и было вынуждено зайти на ремонт в Лиссабон. После восстановления «Кэрнгорм» всё же продолжил путь:
-
1 мая — 12 июля 1853 г.: Лиссабон → Гонконг за 72 дня
-
Общее время в пути от Лондона — 77 дней, что было отличным результатом для клипера такого размера.
На обратном пути:
-
2 августа — 19 ноября 1853 г.: Уампоу → Лондон — 109 дней
Служба в Азии и Индии (1854–1856)
После успешного первого рейса «Кэрнгорм» активно использовался на маршрутах:
-
Лондон — Бомбей
-
Шанхай — Лондон (чаще всего с чаем)
Основные рейсы периода:
-
1854: Лондон → Бомбей
-
1854–1855: Шанхай → Лондон — 112 дней
-
1855: Лондон → Гонконг — 93 дня
-
1855: Уампоу → Лондон — 118 дней
-
1856: Бомбей → Лондон
-
1856: Уампоу → Лондон — 126 дней
Капитанами в эти годы были Дж. Робертсон, затем Ирвин.
Рейсы под командованием капитана Джона Райри (1857–1859)
В этот период клипер показывал стабильные результаты, особенно на чайных рейсах:
-
29 января — 26 мая 1857: Лондон → Гонконг — 117 дней
-
10 июля — 31 октября 1857: Гонконг → Лондон — 113 дней
-
1858: Макао → Дил — всего 91 день, один из лучших её результатов
-
1859: Лондон → Гонконг — 124 дня
-
1859: Уампоу → Лондон — 111 дней
Переход в Австралийскую торговлю (1860–1863)
В апреле 1860 года «Кэрнгорм» отправился в Сидней по чартеру компании Black Ball Line, а в 1861 году был продан компании Baines & Co., London.
С этого момента клипер стал работать преимущественно на австралийских линиях. Командование принял капитан Кэрнкросс.
В январе 1863 года судно вновь отправилось в Сидней по чартеру Black Ball Line.
Гибель клипера
29 сентября 1863 года клипер «Кэрнгорм» погиб на входе в реку Минь (Китай).
Судно потерпело крушение, вероятно, из-за навигационной ошибки или сложных течений у входа в эстуарий. Подробности гибели в источниках не сохранились, но известно, что корабль был полностью утрачен.
Значение и наследие
Кэрнгорм был типичным представителем поколения быстрых «чайных» клиперов 1850-х годов — периода расцвета британской дальнемагистральной парусной торговли. Судно участвовало во множестве рейсов на Китай, Индию и Австралию, перевозя чай, шерсть и другие грузы.
Хотя «Кэрнгорм» не стал легендой, подобной Cutty Sark или Thermopylae, он был надёжным и быстрым рабочим клипером, внесшим вклад в историю британского судостроения и мировой торговли.
Его модель, хранящаяся в музее Глазго, остаётся важным артефактом эпохи.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 