Корабль на столе

Чертёж модели Галеры Dvina / Двина (1721) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 350 | Галеры и шебеки
23
июл
Чертёж модели Галеры Dvina / Двина (1721) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Галеры Dvina / Двина (1721) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Галеры и шебеки
  • Период / век:
    1700 - 1800 год
  • Формат:
    tif, djvu
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    2 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Россия

Чертёж модели Галеры Dvina / Двина (1721) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Галеры — парусно-гребные корабли — были известны ещё со времён античности. На протяжении веков их конструкция совершенствовалась, и к концу XVII века государства Средиземноморья располагали мощными галерными эскадрами.

Почему Пётр I выбрал галеры

Готовясь ко второму Азовскому походу, Пётр I решил, что именно галеры идеально подходят для действий в устье Дона и на мелководьях Азовского моря. Эти суда отличались:

  • малой осадкой — могли действовать там, где большие корабли не проходили;

  • высокой манёвренностью;

  • достаточным артиллерийским вооружением.

Первым образцом для русских галер стала 16-баночная двухмачтовая галера, заказанная в Голландии в 1694 году. Длина — 38,1 м, ширина — 9,1 м, осадка — 1,8 м. Она прибыла в Архангельск разобранной, а весной 1696 года была собрана в Преображенском. По её образцу начали изготавливать элементы корпусов для новых судов, которые затем перевозили в Воронеж для сборки.

При такой организации работ дело двигалось стремительно — к апрелю 1696 года на воду в Воронеже спустили 23 галеры, каждая вооружённая тремя пушками.

Экипаж и командование

Командирами галер стали офицеры Преображенского и Семёновского полков; сам Пётр принял командование галерой «Принципиум». Гребцами служили преимущественно солдаты этих же полков; частично — пленные татары и турки, а также каторжники (от использования каторжников вскоре отказались).

Такой экипаж делал флот не только боеспособным, но и дисциплинированным. Позже французский посол Шетарди язвительно, но с восхищением заметил: гвардейцы считали честью грести на галере, и одна галера могла высадить до 400–500 вооружённых солдат.

Роль галер в Азовских и Балтийских кампаниях

В 1696 году русские галеры сыграли решающую роль в осаде Азова — они отрезали крепость от моря и лишили врага поддержки. Затем началось строительство более крупных судов — длиной до 53 метров и с вооружением до 27 пушек.

Галеры стали важной частью и Балтийского флота. Они отлично проявили себя:

  • в шхерных районах

  • на мелководье

  • при штилевой погоде

Русский галерный флот участвовал в:

  • Ледовом походе к Выборгу (1710)

  • Гангутском сражении (1714)

  • Бою у острова Гренгам (1720)

  • многочисленных высадках десантов на шведский берег

Конструкция и терминология

На галерах использовалась особая терминология:

  • шпирон — выступающий нос-таран

  • рамбат — надстройка, прикрывавшая носовые пушки

  • постицы — вынесенные за борт балки для уключин вёсел

  • куршея — центральный помост

  • мачты называли: тринкет (фок), майстра (грот), мезана (бизань)

Полугалерами считали суда с 18 и менее банками. Наиболее распространённые — 15–16-баночные. Каждое весло обслуживали 3–4 гребца; на судах находилось также 24–40 матросов, до 150 солдат и 9–14 командиров.

Скорость — 5–6 узлов, при форсированной гребле — до 7,5 узлов; в сутки корабль проходил до 40 миль.

Крупные галеры Петровской эпохи

Одним из крупнейших кораблей стала 21-баночная галера «Наталья» (1708 г., Олонецкая верфь). Длина — 53,3 м, ширина с постицами — 7,6 м. На весло — до 5 гребцов. Она служила флагманом Ф. М. Апраксина.

Ещё крупнее была 22-баночная галера «Фивра» (1713–1714), флагман князя М. М. Голицына в Гренгамском бою.

«Двина» — крупнейшая русская галера

Особое место занимает галера «Двина» — единственная 25-баночная, полностью трёхмачтовая. Построена в 1721 году в Петербурге по «венецианскому маниру» под руководством мастера Франческо Дипонти.

Основные характеристики (по обмерам модели):

  • длина — около 48,5 м

  • ширина с постицами — 9,6 м

  • вооружение — 15 орудий: одна 24-фунтовая, две 12-фунтовые и 12 трёхфунтовых

  • на каждое весло — 5–6 солдат (всего 250–300 гребцов)

Весло было длиной 13,2 м и весило около 94 кг. Галера участвовала не в боях, а в практических плаваниях по Финскому заливу.

Модель «Двины» начала XIX века хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.


Итог

Галеры Петра I — это не временная мера, а важный этап становления русского флота. Они почти столетие служили на Балтике, обеспечивали высадки, сражались в шхерах и сыграли значительную роль в закреплении России на морских рубежах.

Последние галеры для российского флота были построены в конце XVIII века — так завершилась эпоха гребных боевых кораблей.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*