Чертёж модели Галеры Dvina / Двина (1721) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Галеры Dvina / Двина (1721) для сборки и историческая справка
- Категория:Галеры и шебеки
- Период / век:1700 - 1800 год
- Формат:tif, djvu
- Масштаб модели:1:?
- Размер:2 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Россия
Чертёж модели Галеры Dvina / Двина (1721) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Галеры — парусно-гребные корабли — были известны ещё со времён античности. На протяжении веков их конструкция совершенствовалась, и к концу XVII века государства Средиземноморья располагали мощными галерными эскадрами.
Почему Пётр I выбрал галеры
Готовясь ко второму Азовскому походу, Пётр I решил, что именно галеры идеально подходят для действий в устье Дона и на мелководьях Азовского моря. Эти суда отличались:
-
малой осадкой — могли действовать там, где большие корабли не проходили;
-
высокой манёвренностью;
-
достаточным артиллерийским вооружением.
Первым образцом для русских галер стала 16-баночная двухмачтовая галера, заказанная в Голландии в 1694 году. Длина — 38,1 м, ширина — 9,1 м, осадка — 1,8 м. Она прибыла в Архангельск разобранной, а весной 1696 года была собрана в Преображенском. По её образцу начали изготавливать элементы корпусов для новых судов, которые затем перевозили в Воронеж для сборки.
При такой организации работ дело двигалось стремительно — к апрелю 1696 года на воду в Воронеже спустили 23 галеры, каждая вооружённая тремя пушками.
Экипаж и командование
Командирами галер стали офицеры Преображенского и Семёновского полков; сам Пётр принял командование галерой «Принципиум». Гребцами служили преимущественно солдаты этих же полков; частично — пленные татары и турки, а также каторжники (от использования каторжников вскоре отказались).
Такой экипаж делал флот не только боеспособным, но и дисциплинированным. Позже французский посол Шетарди язвительно, но с восхищением заметил: гвардейцы считали честью грести на галере, и одна галера могла высадить до 400–500 вооружённых солдат.
Роль галер в Азовских и Балтийских кампаниях
В 1696 году русские галеры сыграли решающую роль в осаде Азова — они отрезали крепость от моря и лишили врага поддержки. Затем началось строительство более крупных судов — длиной до 53 метров и с вооружением до 27 пушек.
Галеры стали важной частью и Балтийского флота. Они отлично проявили себя:
-
в шхерных районах
-
на мелководье
-
при штилевой погоде
Русский галерный флот участвовал в:
-
Ледовом походе к Выборгу (1710)
-
Гангутском сражении (1714)
-
Бою у острова Гренгам (1720)
-
многочисленных высадках десантов на шведский берег
Конструкция и терминология
На галерах использовалась особая терминология:
-
шпирон — выступающий нос-таран
-
рамбат — надстройка, прикрывавшая носовые пушки
-
постицы — вынесенные за борт балки для уключин вёсел
-
куршея — центральный помост
-
мачты называли: тринкет (фок), майстра (грот), мезана (бизань)
Полугалерами считали суда с 18 и менее банками. Наиболее распространённые — 15–16-баночные. Каждое весло обслуживали 3–4 гребца; на судах находилось также 24–40 матросов, до 150 солдат и 9–14 командиров.
Скорость — 5–6 узлов, при форсированной гребле — до 7,5 узлов; в сутки корабль проходил до 40 миль.
Крупные галеры Петровской эпохи
Одним из крупнейших кораблей стала 21-баночная галера «Наталья» (1708 г., Олонецкая верфь). Длина — 53,3 м, ширина с постицами — 7,6 м. На весло — до 5 гребцов. Она служила флагманом Ф. М. Апраксина.
Ещё крупнее была 22-баночная галера «Фивра» (1713–1714), флагман князя М. М. Голицына в Гренгамском бою.
«Двина» — крупнейшая русская галера
Особое место занимает галера «Двина» — единственная 25-баночная, полностью трёхмачтовая. Построена в 1721 году в Петербурге по «венецианскому маниру» под руководством мастера Франческо Дипонти.
Основные характеристики (по обмерам модели):
-
длина — около 48,5 м
-
ширина с постицами — 9,6 м
-
вооружение — 15 орудий: одна 24-фунтовая, две 12-фунтовые и 12 трёхфунтовых
-
на каждое весло — 5–6 солдат (всего 250–300 гребцов)
Весло было длиной 13,2 м и весило около 94 кг. Галера участвовала не в боях, а в практических плаваниях по Финскому заливу.
Модель «Двины» начала XIX века хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Итог
Галеры Петра I — это не временная мера, а важный этап становления русского флота. Они почти столетие служили на Балтике, обеспечивали высадки, сражались в шхерах и сыграли значительную роль в закреплении России на морских рубежах.
Последние галеры для российского флота были построены в конце XVIII века — так завершилась эпоха гребных боевых кораблей.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 