Корабль на столе

Чертёж модели Финикийской пентеконтераты с тараном (XII в.д.н.э) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 146 | Галеры и шебеки
29
июл
Чертёж модели Финикийской пентеконтераты с тараном (XII в.д.н.э) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Финикийской пентеконтераты с тараном (XII в.д.н.э) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Галеры и шебеки
  • Период / век:
    До 1500 года
  • Формат:
    jpeg/jpg
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    4,2 Мб.
  • Сложность:
    Легко
  • Страна:
    Не входит

Чертёж модели Финикийской пентеконтераты с тараном (XII в.д.н.э) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Финикийская пентеконтера — один из самых ранних и наиболее узнаваемых типов боевых кораблей Восточного Средиземноморья. В XII веке до н.э. именно такие суда составляли основу военно-морских сил финикийских городов-государств: Тира, Сидона, Библа и Арата. Узкий, стремительный корпус, острый бронзовый таран и большие гребные экипажи делали эти корабли грозной силой в морских сражениях и ценными разведывательными судами на торговых путях.


Происхождение и назначение

Первые пентеконтеры появились в конце бронзового века как ответ на необходимость защиты морской торговли. Финикийцы владели сетью морских маршрутов от Сирии до Испании, и именно военные галеры обеспечивали безопасность караванов от пиратов и конкурирующих держав.

Корабль был одновременно:

  • боевой галерой, способной на таранный удар;

  • разведчиком, быстрым и манёвренным;

  • эскортным кораблем, сопровождающим крупные торговые суда;

  • транспортом для войск на ближние расстояния.


Конструкция корпуса

Финикийская пентеконтера имела длинный и узкий корпус с низким надводным бортом — типичную форму боевых галер Средиземноморья.

Основные особенности:

  • длина — около 25–30 метров;

  • широкая носовая балка, усиленная деревом и бронзой;

  • лёгкий корпус из кедра или сосны;

  • плоское днище для подхода к берегу;

  • высоко поднятая корма, характерная для финикийских судов.

Лёгкость конструкции позволяла развивать высокую скорость при гребле — до 8–10 узлов, что по меркам бронзового века было выдающимся достижением.


Таранное вооружение

Главным оружием корабля был бронзовый таран (rostrum), закреплённый в нижней части форштевня. Он предназначался для пробития корпуса вражеских судов выше ватерлинии.

Атака проходила следующим образом:

  1. ускорение гребцами;

  2. удар по борту противника под углом 20–30°;

  3. мгновенный отход назад, чтобы избежать заклинивания.

Финикийцы были первыми, кто довёл технику тарана до совершенства — позже этот опыт унаследовала Греция и Карфаген.


Гребная система

На чертежах, как и на археологических реконструкциях, видно один ярус весел по каждому борту.

Конфигурация:

  • 25–27 весел с каждой стороны;

  • общий гребной состав — до 50 гребцов;

  • командование — кормчий, капитан, боевой старшина.

Бойцы располагались в центре корабля и на носу, где находилась небольшая надстройка для лучников и копейщиков.


Парусное вооружение

Помимо весел, судно оснащалось:

  • одной мачтой средней высоты;

  • прямым парусом большого размера;

  • простыми шкотами и фордунами.

Парус использовался при дальних походах, а в бою его обычно снимали, чтобы он не мешал манёврам.


Тактика применения

Финикийская пентеконтера была эффективна в нескольких ролях:

1. Морской бой

Главный приём — таран. Иногда применялся абордаж с последующим рукопашным боем.

2. Разведка

Корабль мог пройти сотни миль вдоль побережья, собирая информацию о противнике и торговых путях.

3. Охрана караванов

Пентеконтеры сопровождали крупные торговые суда, защищая их от пиратов.

4. Десантные операции

Лёгкий корпус позволял быстро подходить к берегу и высаживать воинов.


Роль в истории

Пентеконтера стала прародителем последующих типов боевых кораблей — bireme, trireme, quadrireme.
Финикийская модель была настолько удачной, что её конструктивные решения использовали:

  • Древние Греки (ахейцы, микенцы)

  • Ассирийцы

  • Персы

  • Карфаген

Именно карфагенские корабли эпохи Пунических войн унаследовали финикийскую школу кораблестроения.


Заключение

Финикийская пентеконтера XII века до н.э. — это выдающийся образец раннего военно-морского искусства. Её простота, скорость и смертоносный таран сделали корабль основой морского превосходства финикийцев на протяжении нескольких столетий.

Сегодня этот тип судов интересен исследователям, моделистам и историкам как один из первых специализированных военных кораблей в мировой истории.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*