Корабль на столе

Чертёж модели Шхуны Marseille, Topsail schooner (1764) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 76 | Каттеры, шхуны и боты
04
авг
Чертёж модели Шхуны Marseille, Topsail schooner (1764) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Шхуны Marseille, Topsail schooner (1764) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Каттеры, шхуны и боты
  • Период / век:
    1700 - 1800 год
  • Формат:
    tif
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    3,4 Мб.
  • Сложность:
    Среднє
  • Страна:
    Франция

Чертёж модели Шхуны Marseille, Topsail schooner (1764) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Марсельная шхуна Marseille, построенная в 1764 году, относится к чрезвычайно интересному классу среднетоннажных судов XVIII столетия — topsail schooner, или по-русски марсельная шхуна. Такие корабли стали компромиссным, но чрезвычайно удачным решением между быстроходностью шхун и мощью парусного вооружения, характерного для классических прямых кораблей. Судно Marseille — пример того, как европейские морские державы экспериментировали с гибридными типами вооружения, стремясь повысить дальность, скорость и манёвренность в условиях сложных прибрежных маршрутов.


Исторический контекст

Середина XVIII века стала периодом активного развития морской торговли и каботажного плавания вдоль побережий Средиземного моря и Атлантики. Порты Франции — Марсель, Бордо, Нант — стремительно расширяли торговые связи, что создавало спрос на суда нового поколения: быстрые, экономичные и способные эффективно работать в переменных ветровых условиях.

В 1760-х годах французские корабельные мастера начали активно внедрять шхунное вооружение североамериканского происхождения, одновременно адаптируя его под средиземноморские реалии. Так появилась форма topsail schooner — шхуна с дополнительными прямыми парусами (марселями) на фок-мачте. Она оказалась идеальной для почтово-курьерских рейсов, торговли с портами Северной Африки, а также для лёгких военных задач.

Именно в этот период, в 1764 году, и была построена шхуна, получившая название Marseille — в честь крупного порта, игравшего ведущую роль во внешней торговле Франции.


Конструкция и особенности вооружения

Марсельная шхуна Marseille сочетала в себе два типа парусного вооружения:

1. Основное — шхунное

  • косые (готические) паруса на грот-мачте;

  • высокий коэффициент манёвренности;

  • возможность эффективно лавировать против ветра.

2. Дополнительное — прямое

  • один или два прямых марсельных паруса на фок-мачте;

  • повышение скорости при попутном и свежем ветре;

  • улучшенная устойчивость на длинных переходах.

Такой гибрид позволял Marseille быть быстрее типичных торговых судов своего времени и при необходимости уходить от преследования, что было важно в эпоху активного каперства.

Корпус судна традиционно строился из дуба, имел обводы, характерные для французских лёгких кораблей: длинный форштевень, узкий острый форштевневой набор, плавные обводы кормы. Благодаря этому Marseille обладала хорошей остойчивостью и высокой средней скоростью — до 10–12 узлов на попутных курсах.


Назначение и службы

Большинство марсельных шхун того времени использовались для задач:

✔ Торговля и почтовые рейсы

Судно Marseille могло перевозить:

  • ценные небольшие грузы,

  • припасы,

  • документы и корреспонденцию,

  • товары ювелирного и ремесленного производства.

Быстрота и относительно небольшая команда делали судно выгодным в эксплуатации.

✔ Военная служба

Хотя точных архивных данных об участии Marseille в военных кампаниях нет, корабли её типа в 1760–1770-х годах активно использовались:

  • для патрулирования побережья,

  • для разведки,

  • в качестве посыльных судов,

  • в эскорте торговых конвоев.

Многие topsail schooner оснащались лёгкой артиллерией — 4–6 пушек малого калибра для защиты от корсаров.

✔ Контрактные задания

Средиземное море контролировалось множеством государств и торговых компаний, поэтому шхуны часто работали по частным контрактам:

  • доставка товаров между Марселем и Ливорно,

  • рейсы вдоль побережья Испании,

  • торговля с малыми североафриканскими портами.


Значение типа и наследие

Марсельные шхуны, подобные Marseille, сыграли важную роль в эволюции европейского кораблестроения XVIII века. Они стали «промежуточным звеном» на пути к более совершенным клипперам и быстрым торговым судам XIX столетия.

Именно сочетание:

  • манёвренности шхуны,

  • скорости прямого вооружения,

  • экономичности эксплуатации

сделало topsail schooner одним из самых удачных типов небольших кораблей своего времени.

Сегодня шхуна Marseille, 1764 года, интересует:

  • историков мореплавания,

  • судомоделистов,

  • любителей традиционных парусных судов.

Её конструкция и силуэт стали классическими для целой эпохи, когда мореходство стремительно менялось, а корабельные мастера искали новые решения — между традицией и инновациями.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*