Чертёж модели Шхуны Marseille, Topsail schooner (1764) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Шхуны Marseille, Topsail schooner (1764) для сборки и историческая справка
- Категория:Каттеры, шхуны и боты
- Период / век:1700 - 1800 год
- Формат:tif
- Масштаб модели:1:?
- Размер:3,4 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Франция
Чертёж модели Шхуны Marseille, Topsail schooner (1764) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Марсельная шхуна Marseille, построенная в 1764 году, относится к чрезвычайно интересному классу среднетоннажных судов XVIII столетия — topsail schooner, или по-русски марсельная шхуна. Такие корабли стали компромиссным, но чрезвычайно удачным решением между быстроходностью шхун и мощью парусного вооружения, характерного для классических прямых кораблей. Судно Marseille — пример того, как европейские морские державы экспериментировали с гибридными типами вооружения, стремясь повысить дальность, скорость и манёвренность в условиях сложных прибрежных маршрутов.
Исторический контекст
Середина XVIII века стала периодом активного развития морской торговли и каботажного плавания вдоль побережий Средиземного моря и Атлантики. Порты Франции — Марсель, Бордо, Нант — стремительно расширяли торговые связи, что создавало спрос на суда нового поколения: быстрые, экономичные и способные эффективно работать в переменных ветровых условиях.
В 1760-х годах французские корабельные мастера начали активно внедрять шхунное вооружение североамериканского происхождения, одновременно адаптируя его под средиземноморские реалии. Так появилась форма topsail schooner — шхуна с дополнительными прямыми парусами (марселями) на фок-мачте. Она оказалась идеальной для почтово-курьерских рейсов, торговли с портами Северной Африки, а также для лёгких военных задач.
Именно в этот период, в 1764 году, и была построена шхуна, получившая название Marseille — в честь крупного порта, игравшего ведущую роль во внешней торговле Франции.
Конструкция и особенности вооружения
Марсельная шхуна Marseille сочетала в себе два типа парусного вооружения:
1. Основное — шхунное
-
косые (готические) паруса на грот-мачте;
-
высокий коэффициент манёвренности;
-
возможность эффективно лавировать против ветра.
2. Дополнительное — прямое
-
один или два прямых марсельных паруса на фок-мачте;
-
повышение скорости при попутном и свежем ветре;
-
улучшенная устойчивость на длинных переходах.
Такой гибрид позволял Marseille быть быстрее типичных торговых судов своего времени и при необходимости уходить от преследования, что было важно в эпоху активного каперства.
Корпус судна традиционно строился из дуба, имел обводы, характерные для французских лёгких кораблей: длинный форштевень, узкий острый форштевневой набор, плавные обводы кормы. Благодаря этому Marseille обладала хорошей остойчивостью и высокой средней скоростью — до 10–12 узлов на попутных курсах.
Назначение и службы
Большинство марсельных шхун того времени использовались для задач:
✔ Торговля и почтовые рейсы
Судно Marseille могло перевозить:
-
ценные небольшие грузы,
-
припасы,
-
документы и корреспонденцию,
-
товары ювелирного и ремесленного производства.
Быстрота и относительно небольшая команда делали судно выгодным в эксплуатации.
✔ Военная служба
Хотя точных архивных данных об участии Marseille в военных кампаниях нет, корабли её типа в 1760–1770-х годах активно использовались:
-
для патрулирования побережья,
-
для разведки,
-
в качестве посыльных судов,
-
в эскорте торговых конвоев.
Многие topsail schooner оснащались лёгкой артиллерией — 4–6 пушек малого калибра для защиты от корсаров.
✔ Контрактные задания
Средиземное море контролировалось множеством государств и торговых компаний, поэтому шхуны часто работали по частным контрактам:
-
доставка товаров между Марселем и Ливорно,
-
рейсы вдоль побережья Испании,
-
торговля с малыми североафриканскими портами.
Значение типа и наследие
Марсельные шхуны, подобные Marseille, сыграли важную роль в эволюции европейского кораблестроения XVIII века. Они стали «промежуточным звеном» на пути к более совершенным клипперам и быстрым торговым судам XIX столетия.
Именно сочетание:
-
манёвренности шхуны,
-
скорости прямого вооружения,
-
экономичности эксплуатации
сделало topsail schooner одним из самых удачных типов небольших кораблей своего времени.
Сегодня шхуна Marseille, 1764 года, интересует:
-
историков мореплавания,
-
судомоделистов,
-
любителей традиционных парусных судов.
Её конструкция и силуэт стали классическими для целой эпохи, когда мореходство стремительно менялось, а корабельные мастера искали новые решения — между традицией и инновациями.
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 