Чертёж модели Кетча La Salamandre / Саламандра (1754) для сборки и историческая справка
- Название:Чертёж модели Кетча La Salamandre / Саламандра (1754) для сборки и историческая справка
- Категория:Разные парусники
- Период / век:1700 - 1800 год
- Формат:tif
- Масштаб модели:1:?
- Размер:17,1 Мб.
- Сложность:Среднє
- Страна:Франция
Чертёж модели Кетча La Salamandre / Саламандра (1754) для сборки и историческая справка
Историческая сводка:
Во второй половине XVIII века французский флот активно развивал особый тип кораблей — бомбовые кетчи (galiotes à bombes). Эти небольшие, но мощные суда предназначались для обстрела прибрежных укреплений — портов, фортов и городов. Они несли тяжёлые мортиры на носовой части корпуса и могли вести огонь по навесной траектории, подобно осадной артиллерии, но с моря. Одним из самых известных представителей этого класса стала La Salamandre — корабль, спущенный на воду около 1754 года на одной из верфей Бретани.
Проектирование и особенности конструкции
La Salamandre принадлежала к типу, названному по ней — классу Salamandre (1754). Корабль имел двухмачтовое кетчевое вооружение с грот-и бизань-мачтой, короткий и широкий корпус, рассчитанный на прочность и устойчивость при отдаче мортир.
На носу располагались две крупные мортиры калибром до 12 дюймов, закреплённые на усилённых палубных балках. Помимо них, судно несло лёгкое артиллерийское вооружение — до восьми пушек малого калибра, предназначенных для самообороны.
Длина корабля составляла около 27–30 метров, водоизмещение — порядка 300 тонн, экипаж — около 60 человек. Из-за сильной отдачи мортир La Salamandre отличалась усиленным корпусом и характерной широкой палубой на носу.
Служба и назначение
Бомбовые кетчи применялись французами главным образом для атак на прибрежные цели во время войн с Британией и Испанией.
La Salamandre использовалась во французском флоте в годы Семилетней войны (1756–1763) для поддержки осадных операций и разведки береговой линии. Благодаря маневренности и небольшим размерам она могла подойти достаточно близко к берегу, открыть огонь мортирой и быстро отойти.
В отличие от линейных кораблей, La Salamandre не участвовала в морских сражениях «флот на флот», но сыграла важную роль в развитии морской артиллерии — опыт её применения показал, что даже малое судно может эффективно поражать береговые цели, оставаясь вне зоны прямого огня батарей противника.
Судьба корабля
Точная дата окончания службы La Salamandre неизвестна. По разным данным, корабль был либо разобран в 1760-е годы после выработки ресурса, либо переоборудован в транспортное судно. Некоторые источники предполагают, что одноимённые корабли строились и позже — французский флот нередко использовал имя Salamandre для небольших, но примечательных судов.
La Salamandre в моделизме
Модель La Salamandre считается одной из самых изысканных среди любителей исторического судомоделизма. Благодаря характерным пропорциям, массивным мортирным установкам и сложному рангоуту, она сочетает в себе элементы военного и инженерного искусства XVIII века.
Известные наборы модели выпускаются несколькими фирмами, включая Constructo, Miniature Arts и Shipyard, в масштабе от 1:72 до 1:96.
Для моделистов La Salamandre — это не просто корабль, а наглядное воплощение перехода от парусных артиллерийских судов к специализированным инженерным кораблям эпохи Просвещения.
Основные характеристики
| Параметр | Значение |
|---|---|
| Тип | Бомбовый кетч (Galiote à bombes) |
| Класс | Salamandre (1754) |
| Страна | Франция |
| Верфь | Брест или Ла-Рошель (точно неизвестно) |
| Год спуска | около 1754 |
| Водоизмещение | около 300 т |
| Длина | 27–30 м |
| Экипаж | 55–65 человек |
| Вооружение | 2 мортиры + 6–8 малокалиберных пушек |
| Название на русском | Ла Саламандр или Саламандра |
alt="Чертёж модели Дракара - судно викингов для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Модели советских парусных судов" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Барка Седов (1921) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the ship - The Frigate Diana 1793" width="320" height="180">
alt="Юный кораблестроитель" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Фрегата Паллада / Frigate Pallada (1832) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Парусные модели" width="320" height="180">
alt="Азбука судомоделизма" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 1" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона Smok / Tsmok / Цмок (Дракон) Речи Посполитой (1570) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Новгородского судна (XII) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of The Ship - 44-Gun Frigate USS Constitution 1812" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона La Couronne / Ла Корон (1636) для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Справочник судомоделиста. Часть 2" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - Captain Cook_s ENDEAVOUR 1770" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The 74-gun Ship Bellona 1760" width="320" height="180">
alt="Чертёж модели Галеона «Золотая Лань» / Galleon Golden Hind (1577) №1 для сборки и историческая справка" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Four-Masted Barque Lawhill 1929" width="320" height="180">
alt="Anatomy of the Ship - The Armed Transport Bounty 1789" width="320" height="180">
alt="Conway - Anatomy of the Ship - The Schooner Bertha L. Downs 1908" width="320" height="180"> 