Корабль на столе

Чертёж модели Клипера (пяти́мачтовый) Пройссен / Clipper (5 masted) Preussen (1902) для сборки и историческая справка

xBOINGx | 0 комментариев | просмотров: 75 | Бриги, бригантины и клиперы
03
авг
Чертёж модели Клипера (пяти́мачтовый) Пройссен / Clipper (5 masted) Preussen (1902) для сборки и историческая справка



  • Название:
    Чертёж модели Клипера (пяти́мачтовый) Пройссен / Clipper (5 masted) Preussen (1902) для сборки и историческая справка
  • Категория:
    Бриги, бригантины и клиперы
  • Период / век:
    После 1900 года
  • Формат:
    tif
  • Масштаб модели:
    1:?
  • Размер:
    7.5 Мб.
  • Сложность:
    Сложно
  • Страна:
    Не входит

Чертёж модели Клипера (пяти́мачтовый) Пройссен / Clipper (5 masted) Preussen (1902) для сборки и историческая справка

Историческая сводка:

Preussen, построенный в 1902 году на верфі John C. Tecklenburg в Гестемюнде, стал самым выдающимся торговым вітрильником своего времени и единственным кораблем в мире, сочетающим пять мачт и полностью прямое парусное вооружение. Он был спроектирован специально для компании F. Laeisz и входил в знаменитую серию P-Liner, однако по своим масштабам и технической элегантности превосходил всех предшественников.


Конструкция и технические особенности

Корпус Preussen был выполнен из стали и отличался внушительными для того времени размерами:

  • длина 124,25 м,

  • ширина 16,30 м,

  • осадка 8,24 м.

Его валовая вместимость составляла 5081 GRT, а полная водоизмещающая масса достигала 11 150 тонн. В центре корабля располагалась характерная «средняя надстройка» длиной 93 фута — один из элементов, которые отличали его среди других лайнеров Laeisz.

Для управления громадным парусным вооружением Preussen получил современные по тем временам механизмы: брасовые воротки системы Джарвиса и фаловые лебёдки патента Холла. Общая площадь парусов достигала впечатляющих 5560 м², что обеспечивало кораблю необычную скорость и высокую маневренность даже при непогоде.


Исключительная скорость и мореходность

В 1905 году капитан М. Прагер из Deutschen Seewarte провёл детальный анализ хода корабля, результаты которого были опубликованы в Annalen der Hydrographie. На основании данных первых четырёх рейсов Preussen продемонстрировал:

  • 13,7 узла при ветре силы 8 по шкале Бофорта, дуящий в секторе 9–15 румбов от носа.

Для сравнения, его «сестра» по флотилии — четырёхмачтовый фуллриггер Potosi — развивала максимум 13,1 узла при более сильном ветре (сила 9).

Таким образом, Preussen стал самым быстрым крупным грузовым парусником своего времени, не имеющим конкурентов в регулярности и скорости переходов.


Работа в нитратной торговле

Корабль был специально построен для утомительных нитратных рейсов между западным побережьем Южной Америки и портами Европы. За 13 путешествий Preussen перевозил от 7729 до 7998 тонн селитры, демонстрируя исключительную эффективность по сравнению с другими судами того же направления.


Интерес кайзера и строительство

Любопытный эпизод произошёл ещё до постройки Preussen. В июне 1899 года кайзер Вильгельм II посетил компанию F. Laeisz и в сопровождении капитана Хильгендорфа осмотрел их знаменитую пятимачтовую барку Potosi. Потрясённый размерами и оснасткой судна, император повернулся к Карлу Лаейсу и спросил:

«Ну что, Лаейс, когда же придёт настоящий пятимачтовый фуллриггер?»

Через три года ответ стоял на воде — Preussen.


Хронология ключевых рейсов

1902, 7 мая — спуск на воду.
Кораблю присвоен позывной RMPT, он сразу направлен в нитратную торговлю.

1902–1909 — капитан Бойе Р. Петерсен.
Под его командованием Preussen выполнял самые быстрые переходы в Южную Америку.

1902, июль — октябрь.
Переход из Гестемюнде в Икике за 65 дней от Start Point.

1902–1903.
Обратный путь из Икике до Лизард-Пойнта — 79 суток, затем заход в Гамбург.

1903, февраль — май.
Переход из Гамбурга до Икике за 57 дней от Лизард-Пойнта — выдающийся результат.


Гибель Preussen (1910)

6 ноября 1910 года произошло роковое столкновение. В проливе Ла-Манш ночным временем пароход Brighton, курсировавший между Ньюхейвеном и Дьепом, неверно оценил скорость гигантского винджаммера и попытался пересечь ему нос.

Соприкосновение пришлось на район фок-мачты: были повреждены бушприт и рангоут. Корабль удалось поставить на якорь у Данженесса, однако шторм усиливался, и обе якорные цепи вскоре оборвались. Буксиры не смогли удержать повреждённый гигант, и Preussen вынесло на берег близ Дувра, где он был окончательно потерян.

Разбирательство в Адмиралтейском суде завершилось 12 апреля 1911 года; его резонансный вердикт был опубликован в Syren and Shipping и позже переведён на шведский язык в Nautisk Tidskrift.


Значение и наследие

Preussen остался в истории как:

  • единственный в мире пятимачтовый стальной фуллриггер,

  • один из самых быстрых торговых парусников XX века,

  • символ последнего расцвета больших вітрильников перед полной эрой пара и дизеля,

  • шедевр инженерной мысли компании Laeisz и вершина развития P-Liners.

Даже после гибели Preussen продолжает оставаться легендой среди мореходов, историков и моделистов, символизируя собой финальный звездный час парусного коммерческого флота.

Прокомментировать
Подтвердите, что вы не робот:*